Полевой координатор международной организации «Врачи мира» Флоранс Вандерборхт (на фото) рассказала о гуманитарной ситуации в «серой зоне» и проекте противодействия гендерно обусловленному насилию на линии разграничения в эфире «Громадського радіо».
По ее словам, в целом гуманитарные проблемы региона – это большой спектр проблем, но работа организации «Врачи мира» сосредоточена именно на предоставлении медицинских услуг. «На территориях у линии разграничения население имеет большие проблемы с получением услуг по охране здоровья. В сельской местности, как правило, очень мало или вообще нет медицинского персонала. Также неразвитая инфраструктура, плохие дороги, мало общественного транспорта, блокпосты. Поэтому людям бывает трудно доехать до больницы, получить медицинские услуги. Так же трудно доехать карете "скорой" к больному человеку, когда это нужно», – рассказала координатор.
У организации «Врачи мира» есть две мобильные бригады. Одна работает в Попаснянском районе, другая – в Станично-Луганском. Каждая мобильная бригада состоит из врача, медсестры, акушерки и психолога. Они ездят в населенные пункты у линии разграничения. Иногда это бывают очень маленькие села – от 200 до 800 человек. Там вообще нет возможности получить медицинские услуги.
По информации Флоранс Вандерборхт, в этих селах живут преимущественно старики, многим из них более 60 лет. Наиболее распространенными являются хронические заболевания – диабет, гипертония. «Если мы говорим о психологических проблемах, то жить близко к линии разграничения – это огромный стресс для людей. Стресс вызывают боевые действия, но также это может быть ощущение изоляции, удаленности от близких, поэтому мы имеем дело с большим количеством пациентов с высоким чувством тревоги. Безусловно, это ощущение негативно влияет – это может вызвать различные психосоматические заболевания, мешает людям спать, иногда может затруднять их хронические заболевания», – рассказала она.
Кроме тревоги и нарушений сна, также может быть отсутствие аппетита на нервной почве, отсутствие нормальной социализированной жизни. Если это пожилые люди, им трудно жить без работы, к которой они привыкли. Иногда это одиночество. Это самые популярные проблемы.
Флоранс Вандерборхт отметила, что психологи могут научить людей справляться как-то с этим. «Все начинается с того, что психолог слушает и сопереживает вместе с человеком. Учитывая состояние пациента, он может рассказать ему о различных путях преодоления проблем. Это могут быть очень простые вещи – упражнения для дыхания, которые успокаивают. И это уже помогает. Психологическая помощь может научить людей решать их проблемы. Вооруженный конфликт продолжается, поэтому условия жизни там довольно сложные, но есть вещи, которые могут помочь тебе по-другому смотреть на это», – говорит координатор.
По словам Флоранс Вандерборхт, в зонах боевых конфликтов – высокий уровень гендерного насилия. «Учитывая общий контекст насилия, в условиях конфликта уничтожаются возможности получить помощь, также в условиях конфликта значительно слабее работает правоохранительная система, поэтому достичь справедливости очень трудно. Женщины очень часто не хотят об этом говорить, потому что им трудно говорить об этом с незнакомым человеком, а такие вопросы считаются чем-то, о чем не говорят за пределами семьи или села. Есть другие причины: иногда пострадавшим от гендерного насилия может быть стыдно, они могут бояться мести со стороны нападающего или они не верят, что разговоры об этом каким-то образом помогут и не думают, что они когда-то достигнут справедливости», – говорит координатор.
Флоранс Вандерборхт отмечает, что жертвы гендерного насилия имеют очень много потребностей. Некоторым нужна медицинская помощь. «Психосоциальная поддержка – это то, что могут предоставить члены наших мобильных бригад, но иногда им также требуется безопасное место проживания, юридическая помощь, возможно, обратиться в полицию. Это уже те вещи, которые мы не можем обеспечить. Поэтому мы работаем с другими учреждениями над системой перенаправления, чтобы определить, какое из учреждений может помочь человеку. Пока такая довольно большая работа была проведена в Попаснянском районе и делалась совместно с местными органами власти и другими гуманитарными организациями», – подытожила она.