После начала военного конфликта «Укрзализныця» потеряла контроль над частью железнодорожной инфраструктуры Украины на неподконтрольном Донбассе. Теперь добраться в Лисичанск и Мариуполь намного сложнее. О том, когда составят удобный график поездов для Луганской области и Донецкой области, а также о том, что потеряла украинская железная дорога на неподконтрольном Донбассе, рассказал исполняющий обязанности главы правления компании «Укрзализныця» Евгений Кравцов.
Если говорить по Донбассу, есть два обсуждаемых направления: Лисичанск (Луганская область) и Мариуполь. В Мариуполе проходил последний фестиваль «ГогольFest». Он привлек внимание и больше расширил проблему сообщения с этим городом. Туда ходит только 2 поезда, билеты нужно покупать заранее. Евгений Кравцов объяснил, почему так происходит. «Ранее практически все железнодорожное сообщение с Мариуполем осуществлялось по линии через Волноваху на Донецк, там была высококлассная современная двухпутная линия. К сожалению, сейчас мы временно не контролируем территорию, по которой проходил этот маршрут. В частности, и Донецкий узел», – рассказал он. По словам и. о. главы правления «Укрзализныци», поезда сейчас направляются через Приднепровскую железную дорогу по переходу «Волноваха – Камыш-Заря – Пологи». «Это – однопутный участок, который достаточно много лет практически не эксплуатировался. Там ходило по несколько грузовых поездов в неделю и было небольшое пригородное сообщение», – отметил Кравцов.
Несколько лет назад, когда этот участок начал эксплуатироваться для сообщения с Мариуполем, уровень пропускной способности – количество поездов, которые могли пройти в день – составляло до 10. На начало прошлого года там проходило 12-13 грузовых поездов в сутки, плюс пассажирские. «Сегодня мы смогли поднять количество до 22-24 грузовых поездов и планируем выйти на 26-28 до конца года», – пообещал исполняющий обязанности главы правления компании «Укрзализныця».
Он отметил важность грузовых перевозок, так как Мариуполь – прежде всего, это крупный индустриальный город Украины. Он требует каждодневного серьезного обеспечения материалами, сырьем. Год назад предприятия, которые работали в этом регионе, не могли запуститься на полную мощность, поскольку не было достаточного подвоза сырья. Использование другого транспорта было либо дороже, либо сильнее портило состояние дорог.
Таким образом, третий пассажирский поезд не помещается по пропускной способности. Сегодня высокий спрос на сообщение «Киев-Мариуполь», есть спрос на сообщение «Львов-Мариуполь», на прицепные вагоны. Поэтому необходимо расширять сообщение с Киевом. «У нас план – прежде всего, до конца года увеличить пропускную способность в Мариуполь и сократить время движения поезда. И со следующего года рассматривать новый зимний график и возможность дополнительных поездов. Возможно, не каждый день, в зависимости от того, какой будет спрос. Мы должны соблюдать баланс, чтобы обеспечивать работу предприятий и спрос со стороны пассажиров», – отметил Кравцов.
Также он рассказал о Луганской области. Были отменены два удобных для области поезда. Есть два поезда через Киев, и это единственный способ добраться до столицы. «График по сообщению старого маршрута "Лисичанск-Киев" дублируется поездом "Хмельницкий-Лисичанск". Мы сделали поезда длиннее, чтобы связать жителей Восточной Украины со всей Украиной, а не только с Киевом. Это дает возможность тем же количеством подвижного состава предоставить услугу большему количеству пассажиров. Когда поезда обслуживают не отдельные линии, а более длинные перегоны», – объяснил Кравцов.
«Вопрос, связанный с неудобством прибытия "Лисичанск-Киев" поездов, оговаривали с главой области, и после этого изменили график поезда "Хмельницкий-Лисичанск"», – добавил он.
Что касается транспортной обстановки между Луганской и Донецкой областями, по словам и.о. главы компании, «Интерсити-плюс» и раньше курсировал до Донецка, в Луганске была менее развита железнодорожная инфраструктура. Были планы развития инфраструктуры «Донецк-Луганск» и скоростного движения, но пока их пришлось отложить.
Рассказал Кравцов и об инфраструктуре в ОРДЛО. В частности, кроме вагонов, Украина потеряла важное предприятие «Лугансктепловоз», которое производило тепловозы. «За несколько лет отсутствия этого предприятия в производственном цикле в Украине мы достаточно серьезно потеряли свой потенциал и качество подвижного состава в разрезе тепловозов. Насколько известно, сейчас «Лугансктепловоз» полностью разрушен или разукомплектован, предприятия как такового не существует. Мы были вынуждены искать новый подход части обновления тепловозного парка. Одним из решений стало стратегическое партнерство с американской компанией General Electric с этого года», – рассказал Кравцов.
Отметил он и то, что впервые за многие годы «Укрзализныця» финансово дала позитивный результат и вышла из дефолта. «Мы начали системно вкладывать в обновление, до этого занимались текущими ремонтами, латали дыры…. В прошлом году мы построили, закупили и модернизировали больше 50 вагонов. В этом году планируем обновить больше 200 вагонов», – уточнил Кравцов.
Кроме того, по его словам, в компании сейчас работает «горячая линия», при этом идет работа над созданием полноценного колл-центра для получения обратной связи по качеству предоставляемых услуг и проблемах.
Напомним, ранее Евгений Кравцов сообщил, что после деоккупации части Донбасса на восстановление железнодорожного сообщения на этой территории нужны будут десятки миллиардов гривен.