Вопрос амнистии вызывает острые споры даже на уровне узкого экспертного сообщества и правозащитников, поэтому в этом вопросе необходим взвешенный и компромиссный подход, который смогло бы понять и принять украинское общество для урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе. Об этом рассказал руководитель аналитического направления Украинской Хельсинской группы по правам человека Олег Мартыненко.
«Это непопулярно среди населения на подконтрольной территории. Это непопулярно в части депутатов, которые прошли через АТО. Это непопулярно среди того электората, который был в АТО и среди тех внутренне перемещенных лиц, которые пострадали от вооруженного конфликта. Они, конечно, хотят возмездия, справедливого возмездия», – говорит он.
«Здесь нужно вспомнить, что справедливость и возмездие – это иногда несовместимые вещи. Правосудие всегда заканчивается каким-то наказанием, но это не может быть социальной справедливостью. Социальная справедливость может быть достигута и частичным прощением», – продолжил Мартыненко.
По его словам, правозащитникам приходилось объяснять некоторым депутатам, что закон одинаков для всех, что не может быть амнистии для военных преступников по обе стороны линии разграничения – будь это член незаконного вооруженного формирования либо украинский военный.
«Это очень непопулярно, но часть государств решает это на уровне референдумов. Насколько я помню, в Хорватии проводили референдум о том, проводить ли амнистию для тех сербов, которые участвовали в боевых действиях в Сербской Краине. И референдум сказал – нет. Категорически нет, никаких амнистий, только наказание. В результате правительство нашло адекватные меры. Был обеспечен справедливый подход. Преступники не амнистировались», – рассказал он.
Правозащитник подчеркнул, что под амнистию могут попадать те люди, которые не совершали международных и военных преступлений, в числе которых геноцид, расстрел или жестокое обращение с пленными, расстрел мирных объектов, депортация населения с оккупированных территорий в произвольном порядке, пытки и изнасилования, совершенные комбатантами – представителями вооруженных формирований.
«Этим людям никакой амнистии изначально никогда не предполагалось, ни в международных документах, ни в национальных. Но, когда говорят об амнистии, где-то там в подсознании у каждого человека понимается, что это прощение за все, в том числе и за убийства, изнасилования, расстрел мирных объектов. Но в том-то вся изюминка, что амнистия должна применяться к тем людям, которые не представляют социальной опасности», – добавил Мартыненко.
Как сообщалось ранее, правозащитники считают, что правосудие переходного периода для Донбасса в период перехода от боевых действий к мирной жизни должно включать четыре основных направления, и их необходимо закрепить на законодательном уровне.