Дети, живущие в «серой зоне» на Донбассе, ежедневно сталкиваются с трудностями и травмирующими событиями. Сейчас вдоль линии огня проживают около 20 тыс. ребят. Все они нуждаются в психологической поддержке, помощи и заботе. Если не решить эти проблемы сейчас, столкнуться с ними можно через 10 лет. Об этом, в эфире «Громадського радіо», рассказала психотерапевт, заведующая кафедрой психологии Луганского национального университета Татьяна Пашко.
По ее словам, дети прифронтовых районов нуждаются в специфической психологической поддержке, потому что они очень уязвимы и чувствительны ко всему, что происходит. «Эти события сильно влияют на их эмоциональное состояние: дети становятся тревожными, они могут проявлять повышенный уровень агрессивности, нарушаются отношения со сверстниками. И это основные сложности, которые чаще всего обнаруживают психологи.
Отдельное направление – детки, которые имеют нарушения. На фоне происходящего, эти нарушения начинают проявляться острее, им еще сложнее адаптироваться к ситуации», – говорит Пашко.
Психолог отмечает, что большая часть работы при оказании помощи таким ребятам – это работа со страхами, паническими атаками, которые являются следствием пережитых событий. В подобных ситуациях важно оказывать своевременную психологическую поддержку, тогда последствия купируются быстрее.
«К сожалению, несмотря на то, что есть много организаций, оказывающих психологическую поддержку детям, все равно ее недостаточно. В "серой зоне" речь идет, скорее, о помощи мобильных выездных бригад. Они приезжают, проводят работу и возвращаются обратно. Комплексной психологической поддержки нет», – считает психотерапевт.
Что касается детей-переселенцев, то, как утверждает психолог, в новой среде они часто становятся жертвами буллинга. «Я в своей практике неоднократно сталкивалась с эпизодами, когда детей буквально затравливали – шла массивная травля всем классом. Вроде бы учителя достаточно внимательные и компетентные, но все-таки дети бывают очень жестокими. Деткам, которые и так пережили трудности, приходится сталкиваться с дополнительными. Это травмирует неустойчивую детскую психику. И это сложная задача, которая, наверное, будет стоять перед нами какое-то время», – пояснила она.
Кроме того, Пашко рассказала, что некоторые родители приводят к специалистам детей, и также, получают помощь для себя. «Они ведут ребенка, и таким образом, я могу приглашать в работу всю семью, помогать через ребенка и родителям. Часто бывает так, что родителям сложно прийти самим со своей проблемой», – добавила психолог.
Она отметила, что часто работу специалистов поддерживают благотворительные организации, благотворительные фонды, но от государства поддержки мало. «Рано или поздно мы столкнемся с проблемами, которые надо было решить сейчас. Дети – это наше будущее. Со всеми сложностями, которые они сейчас испытывают, и которые не решаются в государственном масштабе, мы столкнемся через десять лет, когда эти дети подрастут, будут активно участвовать в гражданской деятельности», – подчеркнула Пашко.
Как рассказала волонтер Елена Розвадовская, дети прифронтовых территорий начинают привыкать к тем условиям, в которых живут. «По общим подсчетам вдоль линии огня живут около 20 тыс. детей. Ясно, что это ребята, которые привыкли к той жизни, какая у них есть. Детство у них все равно не стало на паузу. Они живут, подрастают в тех условиях, которые есть», – говорит Елена.