На портале ukrmilitary.com размещено официальное письмо главы Минобороны Украины Степана Полторака, которое 11 июля он направил премьер-министру Владтмиру Гройсману.
— Только с января по июнь текущего года из рядов Вооружённых сил уволилось около 11 тысяч офицеров и контрактников, которые имели боевой опыт и на подготовку которых государством потрачены огромные деньги, — обращает в нём внимание главы кабинета министров на проблему Полторак. — По результатам проведённого опроса, до конца 2018 года из рядов Вооружённых сил намереваются уволиться ещё более 18 тысяч военнослужащих, которые имеют право уволиться со службы.
На первый взгляд, названая министром цифра уволившихся за полгода не выглядит критичной для Вооружённых сил Украины (ВСУ), насчитывавших на начало 2018 года около 255 тысяч человек. И даже для той их части, которая укомплектована контрактниками.
— В 2017 году произошло то, что мы перешли на контрактную армию, в зоне АТО воюют только контрактники. Мы только в 2016–2017 годах по контракту набрали 110 тысяч человек, — заявил Полторак журналистам 3 марта.
Почему же тогда министр обороны Украины бьёт тревогу? Потому что, во-первых, число желающих поступить в ВСУ на контрактную службу за последние пару лет резко упало.
— С начала 2018 года на военную службу по контракту в ВС Украины принято 17 тысяч человек, — сообщил 13 июля на брифинге заместитель министра обороны по вопросам евроинтеграции Анатолий Петренко. И за тот же период уволилось 11 тысяч военных.
Такими темпами получается, что ситуация выходит на уровень, когда на одного уволившегося контрактника (получившего дорогостоящее обучение и последующий боевой опыт) будет приходиться один завербовавшийся новичок. И армия будет тратить огромные деньги просто на поддержание существующего уровня боеспособности.
Добавлю, что 22 июня вступил в силу подписанный президентом Петром Порошенко двумя днями ранее закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования отдельных вопросов прохождения гражданами военной службы". Он даёт право разорвать контракт тем военнослужащим, которые заключили его с армией ещё до начала АТО, а затем им в связи с так называемым "особым периодом" срок службы принудительно продлили на неопределённое время. Скорее всего, данные по уволившимся по новому закону на статистику Полторака особенно не повлияли.
Но могут сильно повлиять в ближайшем будущем, что и беспокоит министра. Тем более тенденции угрожающие, что признают даже виднейшие "ястребы" Украины.
— Мы получили столь огромное разочарование в 2015 году (после заключения Минских соглашений. — Прим. Лайфа), что абсолютное большинство этих людей (фронтовиков. — Прим. Лайфа) находятся сейчас в гражданской жизни. Кто-то разочаровался, пьёт, кто-то уехал за границу, кто-то занимается своими делами, бизнесом, кто-то ушёл в криминал, — сообщил 20 ноября 2016 года украинскому изданию "Апостроф" первый командир полка Нацгвардии "Азов" Андрей Билецкий. — Они оставляют армию в огромном количестве, зная, какая там реальная ситуация.
Билецкий говорит: "Когда ты приезжаешь и тебе кадровые офицеры ВСУ, которые служили до войны, а затем во время войны, ты знал их как честных, бесстрашных, качественных командиров, говорят: "Я собирался подписать контракт, продолжить служить, но поговорил с другими офицерами — началась такая уставщина, началось возвращение в этот армейский маразм, что я уже не хочу..." И таких примеров немало. Условно говоря, из каждых десяти моих знакомых пятеро ушли. Это огромный процент".
Этот процесс продолжился и в дальнейшем.
— Увольняется до 10% офицеров, — так обозначил существующие тенденции 22 марта сего года на брифинге начальник Главного управления персонала, заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых сил Украины генерал-лейтенант Артур Артеменко. В абсолютных цифрах это составляет около четырёх тысяч человек, уходящих из армии каждый год.
Главный редактор сайта "Цензор.Нет" Юрий Бутусов, близко знакомый с командирами многих частей, обнародовал 2 апреля этого года на своей странице в "Фейсбуке" шокирующие данные: "Батальоны, прошедшие подготовку на полигоне в Яворове с помощью американцев и канадцев, выходят на одну ротацию на фронт, и после ротации, то есть спустя год после прохождения тренинга НАТО, увольняется до 80% состава. То есть отобранные и подготовленные люди не задерживаются, не передают опыт дальше".
— Самого серьёзного внимания требует ситуация с программой подготовки Сил специальных операций на базе в Бердичеве. В 2016 году на шестимесячные курсы подготовки бойцов ССО заявилось 437 кандидатов, окончить курс смогли только лучшие из лучших — 63 военнослужащих. Они получили статус инструкторов. Однако на данный момент 40% этих элитных бойцов по различным причинам уже оставили службу в армии, — приводит и другие конкретные примеры Бутусов.
В итоге, по данным Билецкого и Бутусова, некомплект личного состава на передовой в среднем может составлять до 50%, что прикрывается приписками. И именно нехватка там хорошо подготовленных натовцами и имеющих боевой опыт вояк их так беспокоит — в итоге на передовой становится попросту некому воевать. Как выразился без обиняков в 2016 году Билецкий, "если враг решится подвинуть фронт, мы умоемся кровью".
В своём письме Гройсману министр обороны обращает внимание и на такой момент: "Как следует из опроса военнослужащих, причиной возможного увольнения с военной службы после окончания контракта является невысокий уровень денежного обеспечения (36% опрошенных)".
— Что такое для квалифицированного бойца 7–10 тысяч гривен сейчас? — возмущается Бутусов деньгами, которые предлагает ВСУ в месяц по контракту. — Это зарплата охранника в супермаркете с фиксированным рабочим графиком и без отрыва от семьи.
Тем более что, благодаря вступившему в силу 11 июня 2017 года безвизовому режиму с Евросоюзом, гражданин Украины сейчас может без проблем поехать в соседнюю Польшу, где в 2015 году его соотечественники зарабатывали в среднем около 2105 злотых нетто, то есть на руки, или 16,1 тысячи гривен в месяц до выплаты налогов. Имея квалифицированную специальность, можно зарабатывать в Польше гораздо больше — зарплаты там сейчас заметно выросли.
По поводу идейности находящихся ныне на передовой и в целом в рядах армии людей, завербовавшихся по контракту, ни Бутусов, ни Билецкий иллюзий не питают.
— На воинскую службу массово пошли "заробитчане", которые не хотят служить и не хотят выполнять боевые задачи, не хотят тренироваться — их интересуют только денежное довольствие и льготы, — признаёт главред "Цензор.Нет".
Естественно, эти наёмники за 10 тысяч гривен, думающие лишь о деньгах, отнюдь не хотят рисковать своей жизнью ради идеалов патриотизма или национализма. По словам Бутусова, "слишком много случайных людей приходит на контракт, кто сразу начинает "косить", уходить на больничный, лишь бы не служить и не воевать".
— В армии… есть большое количество тех, кто просто пришёл заработать… Такие воевать не будут, — говорит Билецкий на основе своего опыта. — Нельзя за 10 или 12 тысяч гривен мотивировать человека всерьёз рисковать своей жизнью. Поэтому, чтобы рисковать своей жизнью (а это базовый инстинкт человека — самосохранение), нужны… высшие ценности. Если у человека их нет, то воевать он не будет. Крепостные не будут воевать.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий