В истории геополитики существуют прецеденты, когда весь ход истории отношений между народами диктуется некогда возникшими поводами для претензий. В частности, за что арабы ненавидят евреев? Причина, пожалуй, самая древняя в истории геополитики. Если вы откроете Библию (Старый завет) или по-еврейски Танах, вы там обнаружите одну историю, как Бог (Иегова) бездетной престарелой чете (Авраам и Сара) пообещал, что у них родится сын, и Бог лично позаботится, чтобы от него произошел особый народ, Божий народ. Но так получилось, что Сара не очень надеялась на Божье обещание и подговорила Авраама, чтобы тот оплодотворил их молодую служанку Агарь. Так и сделали, Агарь забеременела, родила сына, нареченного Исмаилом. Господь ничего им не выговорил, только вскоре забеременела и сама Сара, и родила сына, нареченного Исаак. С этого момента Агарь, которая уже почувствовала себя главной хозяйкой дома после рождения Исмаила, начала заметно нервничать и вследствие этого вскоре была вместе со своим сыном отправлена прочь. В Библии, однако, осталось одно замечание Бога – он сказал Аврааму, что от Исмаила произведет тоже великий народ. Прошли столетия, уже народ Израиль, сформированный из потомков Исааковых, прошел все круги земного ада, уже родился и был распят Иисус, и уже евреи потерпели сокрушительное поражение от Римской власти, и появился в Аравийском племени пророк Мухаммед, который с подачи, не то каких-то людей, не то какого-то духа заучил еврейский Танах, но на свой лад – с иной историей, будто бы Божий народ произошел не от Исаака, а от Исмаила. И все – это буквально перевернуло сознание аравийцев, принявших проповедуемый Мухаммедом Ислам. Они решили, что евреи украли некогда у них историю общения с Богом.
Украденная великая история. Вот в чем причина ненависти и украинцев к русским (а точнее – к московитам). Но чтобы понять, почему так вышло, я предлагаю отделить важное в истории от второстепенного. И первое – не имеет никакого значения полемика норманистов с антинорманистами, не имеет значения, откуда появились новгородские князья, кем был Рюрик, и кому принадлежал Киев, когда туда приехали вначале Аскольд с Диром, а позже и Олег с Игорем. Важно лишь отметить, что однажды Киев стал второй столицей неких князей, правивших восточно-славянскими племенами. И второе – не имеет значения, почему князь Владимир решил крестить славян в греческий (византийский) обряд Христианства. Это все является лишь предпосылками к важным вехам истории геополитического развития славян в составе европейского государственного образования под названием Русь. Куда важнее другое – к XV столетию князей этих стало так много, что они окончательно разделились на два клана, московский (ранее владимирско-новгородский) и литовский (Вильно, Гродно, Волынь).
Западный клан великих русских князей больше тяготел к западной Европе, поэтому к середине XIII столетия оформился в Великое княжество Литовское, а через чуть более чем столетие ВКЛ вошло в состав королевства Польского. Между тем, князья владимирско-новгородские обрели свою новую столицу Москву. Важным в этом этапе является то, что московские князья никому не делегировали полномочия по развитию и укреплению своего княжества. Московские князья развивались под гнетом монгольского ига, платили дань и копили силы для освобождения от этой нежеланной истории. И однажды количество усилий перешло в качество – к началу XV столетия Московское княжество практически обрело полную независимость от монголов. Что в этой истории важно – московские князья справились с задачей сами, никому не делегируя эту задачу вовне. Тогда как к этому времени западные литовские князья (включая Киевское княжество) уже плотно находились под опекой королевства Польского. И это также является важной исторической вехой - правление территорией современной Украины осуществлялось польскими наместниками.
Королевство Польское в те времена проводило активную и даже агрессивную политику в своих восточных территориях по двум направлениям. Первое – стремилось расшириться на восток, второе – продвигало церковную реформу на восточных территориях, последовательно вынуждая литовских, украинских и белорусских славян либо принять католичество, либо «католичество-лайт» - церковную унию с Римом, признать главенство папы Римского над всем христианским миром. И из этого вытекло второе важное геополитически событие, которое предопределило дальнейший ход истории отношений Москвы и Киева – однажды епископ Киевский Исидор подписал Унию (на Флорентийском соборе), что привело к разделению церквей на Московскую (сначала Владимирскую) и собственно Киевскую митрополии. При этом киевская митрополия не выходила из прямого подчинения Константинопольскому патриархату (по большей части тоже принявшему Унию), а московская по мере усиления княжества однажды самоназначила в своей церкви патриарха (после поражения Византии).
Вполне естественным было то, что украинские воинские формирования (казаки) участвовали во всех военных операциях Польского королевства на востоке. В том числе и против московского княжества. Это военные столкновения за русские города Смоленск и Псков, это и поход на Москву, когда поляки привезли и посадили к нам на царство лжедимитриев (первого и затем второго). Запорожские казаки активно воевали за интересы польской короны с московитами. И это тоже важная веха – в Москве, Новгороде, Владимире, Твери и Смоленске украинских казаков воспринимали как воинов враждебного государства или, говоря современным языком – геополитического конкурента. Так формировалась и развивалась московская элита – в борьбе и войнах за независимость территорий Московского княжества (позднее царства). Так формировалась украинская элита – в борьбе за интересы литовских князей, польской шляхты, а на последнем этапе своей польской истории – и в борьбе за интересы Шведской короны. Почувствуйте разницу – одни правят и воюют за собственную независимость, а другие – за усиление правящего ими иностранного государства.
Есть один важный момент в геополитической истории развития украинского и московского народов. В период от Василия II Темного (XV столетие) до Алексея Михайловича (XVII столетие) вы по википедии узнаете имена всех московских великих князей и царей, включая особые вехи развития Московского царства, имеющие геополитическое значение. Более того, под влиянием князей и царей московских сформировались и утвердились за два столетия и боярские кланы элиты (и имена многих московских бояр вы найдете в википедии). А кого из украинской (киевской) элиты вы вспомните за тот же исторический период? Никого. Потому что ее не было, как носителя украинской (киевской) государственности. Была казачья старшина на службе у Вильно и Варшавы, была киевская митрополия, постоянно вилявшая попой между унией и ортодоксальным православием, а Киевом управляли наместники из Вильно и Варшавы. Почувствуйте разницу. И именно это сыграло существенное значение дальнейшей истории.
Развитие и усиление Московского царства однажды перешло в такое качество, что Москва стала важным геополитическим центром в жизни Европы. Одновременно с этим московиты начали теснить в западных и юго-западных территориях королевство Польское, которое постигла участь противоположная – геополитически Польша начала выдыхаться. И не только из-за войн с Москвой. Польшу теснили и шведы, и немцы, и французы. И наступили совсем трудные времена, когда однажды одного из полковников запорожской казачьей сечи серьезно обидел какой-то польский шляхтич – пока он воевал в компаниях польской короны, тот отжал у него родовое поместье и жену в придачу. И речь идет о Богдане Хмельницком, именно с него начинается новая (к сожалению, снова неуспешная для Киева) веха исторического развития Украины – борьба за независимость. Правда, сначала ни о какой независимости речи не шло, Хмельницкий отправился с жалобой к польскому королю. Но тот совершил непоправимую для Польши ошибку – он признал юридическую правоту обидчика, и посоветовал Богдану-терпиле разобраться самостоятельно в этом вопросе. Хмельницкий развязал войну против польской короны, которую позже назвали войной за «независимость Украины».
Важным для нашей истории является другое – ни о какой независимости Хмельницкий не мечтал. Вернее, мечтал в отместку о независимости от Варшавы, но весьма специфически – он начал рассылать во все веси послания о принятии территорий Запорожской сечи (вместе с Киевом) в иное подданство. Посылал просьбы в Стокгольм, в Москву, в Крым (к мусульманам под турецким подданством) и даже в Стамбул. То есть, с самого начала войн «за независимость» казачья старшина искала себе нового мощного сюзерена, который бы прикрыл народ и территорию от военно-полицейских операций королевства Польского. И однажды после длительной сверки геополитической ситуации московский царь Алексей Михайлович принял это предложение и аннексировал левобережную польскую территорию вдоль Днепра в пользу Московского царства. А пару лет спустя выкупил и Киев у польского короля. И именно это событие предопределило развитие данных территорий – с середины XVII столетия она развивалась геополитически как юго-западная территория Российской империи. Безусловно, отношения Москвы (вскоре Санкт-Петербурга) с Киевом были непростыми – последователи Хмельницкого не раз нарушали свои соглашения с Российской империей. Но главным является другое – они никогда ничего не делали против, опираясь на собственные силы. Украинская казачья старшина всегда искала себе более мощного покровителя.
Можно ли из сказанного выше сделать вывод, что все же это была борьба украинцев за независимость? Полагаю, что да. Вот только методы этой борьбы едва ли предполагали обретение независимости. Ведь, когда вы в борьбе против одного патрона прибегаете к помощи другого патрона, вы неизменно попадаете в геополитическую зависимость от второго. В случае его успешности, разумеется. А вот с успешностью некоторых патронов были проблемы. Некоторых, кроме Москвы. Самый первый патрон Киева (Великое княжество Литовское) потерпел полное геополитическое поражение. Не ставшее патроном Крымское ханство – аналогично. Польша и Швеция потерпели неполное, но существенное фиаско в ходе дальней геополитической истории Европы. И лишь Российская империя, пройдя все круги ада, от Батыя до Лжедимитрия, от Лжедимитрия до Ленина (я не анализирую личности, я лишь оценочно высказываю мнение, с какими проблемами и пертурбациями сталкивалось государство), отразив не менее шести мощнейших агрессии (монгольской, польской, шведской, французской, антанты, немецкой дважды) – стала по-настоящему мощным геополитическим игроком. Я бы сказал – одним из трех самых мощных в наше время.
Все бы ничего, и жить бы Украине в составе Российской империи во благо своему народу. Вот только историческая зависть мешала и мешает (сильным и успешным всегда завидуют слабые и неуспешные), они считают, что Россия (Московия) украла у них великую историю, украла главенство в Церкви. Действительно, замкнем круг – ведь история Украины так успешно начиналась, именно в Киеве наравне с Новгородом зародилась Русь как геополитический феномен, именно с Киева князь Владимир начал крестить Русь (а Москвы и вовсе тогда не существовало). И это украинцы должны были отобрать у ханов Крым, они должны были отразить нашествия Наполеона и Гитлера, они должны были запустить первого человека в космос, это у них сейчас должны быть передовые вооружения. Но им не повезло, у них все украли – литовцы украли начальное величие, ляхи украли срединное величие, москали украли все последующее величие навсегда.
А что же сейчас, когда современная Украина вновь воспрянула в борьбе за Независимость? А все то же – мечутся в поиске нового патрона. Теперь уже не могут выбрать между Берлином, Брюсселем и Вашингтоном. А что же Москва? В Москве, мне кажется, чему то научились из этой совместной истории – мы больше никогда не примем к себе Украину. Ведь, посмотрите, стоило им административно на время передать Крым в середине прошлого столетия, и теперь все – они считают, что Крым всегда им принадлежал. Поэтому я считаю, не стоит их более к себе (в состав государства) впускать. А то, неровен час, завтра присоединишь Донбасс к ЮФО, а лет через тридцать они скажут, что вся Кубань была их всегда. Ненасытные, жадные, не успешные, завистливые – пойдите прочь. Нам и без вас хорошо. Да и опасно примешивать к собственной великой истории чью-то ничтожную, это как ложку дегтя в бочку с медом. Это как дурной крови к себе влить. Это как вора в дом впустить. Не стоит.
20.02.2019. Москва. Шамиль Измайлов.