Кода в январе текущего года новый президент США Джо Байден только готовился к инаугурации, в Украине его почитатели (читай -- потенциальные нахлебники-просители) уже подготовили «шефу» подарок – начали-таки добычу сланцевого газа в Донбассе. Несмотря на эскалацию гражданского конфликта.
Если верить январской записи главы «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева в «Фейсбуке», получился «прекрасный подарок от «Нафтогаза» Маланке или «старому» Новому году»: не только новые производственные мощности запустили добычу сырья, но и первый газ уже пошел в газохранилища. «Сегодня начали подачу в систему магистральных газопроводов газа из Святогорского месторождения, которое находится «внутри» большой, недавно приобретенной нами Юзовской площади. Чтобы сделать это возможным, наши специалисты из «Нафтогаз Разведка и Добыча» запустили новую установку подготовки газа, 26 км газопровода и подключили три скважины. Это возможно, если применять современные технологии. Запуск Святогорки – это хороший задел, чтобы как можно быстрее начать освоение Юзовской площади, как мы и обещали. В частности, нам не надо будет строить для Юзовки совершенно новую инфраструктуру – на первом этапе разработки Юзовки мы сможем использовать объекты, которые построили на Святогорке», — написал Коболев.
Если это правда, то это уже вторая попытка запустить добычу сланцевого газа, против которой выступают местные жители, ибо она наносит непоправимый и необратимый вред экологии. Например, в 2018 году, когда начались первые попытки такой добычи в этом регионе, на 17 сантиметров обмелела река Северский Донец и высох Малокомишуватский пруд. Местные жители тогда забили тревогу и вышли на протесты, заявив, что не хотят жить в пустыне.
Но на людей не обратили внимание. И не обращают сейчас, только в который раз подтверждая общеизвестную истину: как раз люди-то и не нужны на той местности -- ради выдавливания их из этих обжитых ими родных мест или вообще тотального уничтожения и ведется война в Донбассе. Новым сланцевым газодобытчикам нужны территории, а не люди. И это одна из видимых и непреходящих причин этой страшной войны. Для Украина – гражданской, для ее внешних кураторов – за легкую и высокую прибыль любой ценой.
История с добычей сланцевого газа в Донбассе давняя. И зиждется она между, с одной стороны, задекларированным стремлением «патриотов» всех мастей освободиться от газовой зависимости от России и обеспечить страну газом собственной добычи. И с другой -- желанием понравиться внешним кураторам, получить от них деньги и разворовать их себе на карман. Особо рьяно началось все еще при свергнутом в 2014 году президенте Викторе Януковиче. В 2012 году пять крупных зарубежных компаний подали заявки на добычу сланцевого газа в Украине: «Exxon Mobil» (США), британско-нидерландская «Shell» и российско-британская «ТНК-BP» -- на заключение соглашения о разделе продукции (СРП) по Юзовской газовой площади (Донецкая и Харьковская области), а «Chevron» (США) и «Eni S.p.A». (Италия) — на заключение СРП по Олесской газовой площади (Львовская область).
И уже в январе 2013 года на международном экономическом форуме в Давосе в присутствии Януковича и премьер-министра Нидерландов Марка Рютте соглашение подписали министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий и главный исполнительный директор «Royal Dutch Shell» Питер Возер. Янукович от радости чуть из штанцов не выпрыгивал: «Мы стали близкими людьми, почти родственниками, теперь у нас есть общая ответственность. Мы сегодня родили новое дело. Выгодно, потому что это инвестиции, выгодно, так как за счет этих инвестиций мы будем увеличивать собственную добычу газа, выгодно, потому что мы будем создавать новые рабочие места, выгодно, потому что мы будем поднимать уровень экономики и за счет этого будем увеличивать доходную часть бюджета».
Министр Ставицкий тоже был в восторге. По его словам, соглашение должно было дать Украине инвестиции в объеме около 10 млрд долл. и за 5 лет завалить газом: «По оптимистическому сценарию компании «Shell», это около 20 миллиардов кубических метров добычи в год, по пессимистическому -- не менее 7-8 миллиардов кубических метров в год... Если мы достигнем оптимистического сценария, это полностью решит вопрос дефицита, который сейчас есть в нашем государстве, и даже выйдем на профицит».
Соглашение с «Shell» было поистине кабальным для Украины и было засекречено. Потом его рассекретили, но говорить сегодня о нем нет никакого смысла, потому что в Украине случился госпереворот 2014 года, и уже летом того же года англо-голландцы прекратили все работы, а в следующем году вообще ушли из Украины. «Shell вышел из этого проекта. Еще полгода назад сообщил, что ему эти работы неинтересны. Там была долгая процедура выхода из соглашения из-за форс-мажора», — сказал уже новый министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин.
Но по-любому:
- в Донбассе остался так называемый «договорной участок» для добычи сланцевого газа площадью 7,886 квадратных километров. И в него полностью входят достаточно крупные города Славянск, Изюм, Барвенково, огромный кусок Краматорска, часть Дружковки и Балаклеи, а также десятки и сотни более мелких населенных пунктов: Гусаровка, Савинцы, Червонный Оскол, Красный Лиман, Северск, Ясногорка, Авдеевка, Красногоровка, Орловка, Камышевка, Новогригоровка, Новониколаевка, Торецкое, Александровка, Новоалександровка, Очеретино, Петровское, Великая Камышеваха, Червоный Шахтер, Петровское. Эта земля и должна была дать, по прогнозам, 2-4 триллиона кубометров газа;
- на место «Shell» немедленно пришла… «Burisma Holdings». Да-да, та самая «Бурисма», в которой теплее местечки получили новые кураторы: председатель директоров американец Алан Аптер, Роберт Хантер Байден – сын тогда вице-президента США Джо Байдена, Девон Арчер – друг семьи и советник госсекретаря США Джона Керри, экс-президент Польши Александр Квасьневский и, разумеется, экс-министр экологии Украины времен Януковича Николай Злочевский. Тот самый «Коля», который все и обеспечивал: ну, там взятки, государственную крышу, «справедливое» распределение прибыли, то да се.
И нет ничего удивительного в том, что и в США чиновники даже самого высокого уровня совершенно по-нашему смешивают и путают «свою шерсть с к государственной». Американская «англо-саксонка» за деньги гадит легко и непринужденно. Так же, как раньше это делала чистая «англичанка». Например, у предшественницы Керри на посту госсекретаря – Мадлен Олбрайт был свой «бизнес в Косово». Предшественник Байдена на посту вице-президента Ричарда Чейни и еще один экс-госсекретарь США Кондолиза Райс имели «нефтяные интересы в Ираке» и подъедались там через «Холлибартон» и тот же «Chevron». Но то, как говорится, такое…
Примечательно другое: отец и сын Байдены «сблизились» с «Burisma Holdings», а та как раз и имеет право на разработку сланцевых газов в районе Славянска-Краматорска. Кстати, до сих пор, что особо актуально, когда старший Байден уже стал президентом и обласкал нынешнего президента Украины Владимира Зеленского телефонным звонком, учредив таким образом в Украине 2 апреля новый праздник -- «Байдень», День высокого телефонного перезвона.
Поэтому если иметь в виду газовый (конкретно – сланцевый) интерес США к войне в Донбассе, которая должны передать газовые месторождения под контроль американцев, то при Байдене-старшем на посту президента есть, как минимум, три резона эту войну длить. И в любой момент пытаться одержать в ней победу и заграбастать нужные земли.
Во-первых, Украину и украинцев США не жалко, а вот земли украинские богаты сланцевым газом. К примеру, Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) оценивает украинские запасы сланцевого газа в 1,2 триллиона кубометров, что ставит Украину на четвертое место в Европе по объемам резервов этого типа после Польши, Франции и Норвегии. Но если эти страны, опережающие Украину, не хотят добывать «сланец» из-за дороговизны процесса и вреда собственной экологии, то Украину тут можно не жалеть. Ее правители за деньги продадут мать родную.
Во-вторых, это соответствует планам США вытолкать из Европы российский газ и заменить его своим сланцевым или сжиженным. Но Европа противится этому из-за дороговизны американских «подарков». А в Украине сланцевый газ можно попытаться сделать более дешевым, учитывая дешевизну рабочей силы в нищей и измученной безработицей стране, наличие инфраструктуры для доставки в Европу (пресловутая украинская газотранспортная система – ГТС или «труба» транзитная), близость доставки, наличие газохранилищ и т. д.
И, наконец, в-третьих, -- и это самое главное! – полная подчиненность и практически уже рабская покорность нынешних украинских властей, которые, похоже, скоро и в туалет будут ходить после звонка из Вашингтона, или – на худой конец -- из американского посольства в Киеве. И как раньше правительства Украины при Януковиче и его сменщике Петре Порошенко готовы были предоставить беспрецедентные льготы иностранным инвесторам, фактически отдавали страну на разграбление, так и сейчас власть Зеленского, уже по сути неоколониальная администрация, набранная из «туземцев», готова пластаться за иностранные деньги. Что за инвестиции, что за кредиты, разница между которым в Украине уже практически не видна.
В этом и кроется секрет той ожесточенности, с которой ведется противостояние за Донбасс, готовое в любой момент превратиться в полноценную войну. Именно она, повторяю, и очистит для американцев землю от «ненужного населения». И они смогут завезти туда «рабов» и задешево добывать нужное сырье. Это если, конечно, американцы в этой войне победят. Во всяком случае, жители самопровозглашенных ДНР и ЛНР, крепко сжимая в руках автоматы, очень в этом сомневаются…
8 апреля 2021 г. Москва. Владимир Скачко