После того, как представители пяти стран-членов НАТО (США, Канады, Великобритании, Польши и Литвы) 7 апреля 2021 года провели круглый стол в виде видеоконференции и обсудили на нем проблему украинского Донбасса, президент Украины Владимир Зеленский, по идее, должен был бы обрадоваться.
Еще бы! Англосаксы и примкнувшие к ним бывшие хозяева Украины (Kресов Всходних или Восточных земель) из Варшавы и Вильнюса, маниакально ностальгирующее о былом величии единой Речи Посполитой, пообещали не бросить Киев на поругание Москвы именно в шахтерском крае на юго-востоке страны. Во всяком случае «усиленно помогать украинским военным тренироваться и поддерживать развитие потенциала Вооруженных сил». «Страны-участницы встречи обвинили Москву в подрыве деэскалации напряженности на Донбассе, а также вспомнили об успешном соглашении, достигнутом при посредничестве ОБСЕ 27 июля 2020 года, от которого Россия отошла. Также все страны-участницы подтвердили решительную поддержку суверенитета Украины, ее территориальной целостности и евроатлантических стремлений», -- официально сказано в сообщении об этом мероприятии.
Однако вряд ли Зеленскому стоит бросать в воздух камуфляжную каску или рвать на себе потешный бронежилет, больше похожий на слюнявчик на бутузе-переростке, нежели на защитный атрибут, в котором он полюбил щеголять на линии соприкосновения. Во-первых, потому, что обещанная помощь – пока виртуальная. Исключительно в виде слов без малейших встречных действий. Конкретных, а не на словах. Нет, американцы и прочие натовцы оружия, конечно, подкинут. Включая летальное. Инструкторов и советников еще подвезут. Но не более того. Никто, повторяю, НИКТО из стран-членов НАТО, и участвующих в упомянутом круглом столе, и за его пределами, не пообещал встать плечом к плечу с бойцами ООС/АТО в окопах Донбасса.
Как ни названивал Зеленский в Брюссель, Вашингтон, Лондон и прочие столицы государств, подпадающих под украинскую парадигму «весь мир с нами», с просьбой немедленно принять в члены или хотя бы одарить планом по обретению членства (ПДЧ) в Альянсе, никто не откликнулся. Ну, разве что в Литве сказали, что обеспечат ПДЧ для Украины. Но, похоже, даже геополитически туповатый Зеленский уже понимает, что такое Литва и каков ее вес в западном мире. А в Берлине вообще сказали, что вопрос натовского «очленения» Украины вообще не стоит. Германии явно не нужен военный геморрой на востоке Европы, разорительный для ее экономики и мешающий налаживанию отношений с Россией.
Во-вторых, после звонка ему Байдена 2 апреля сего года Зеленский как ослеп, оглох и потерял способность хоть маломальски оценивать происходящие события, в том числе касающиеся и Украины. Он очень ждал, что позвонит «большой белый масса» (как известно, так негры-рабы некогда называли своих хозяев). Думал, что этим звонком он решит множество проблем, и в первую очередь наметившуюся неблаговидную для его страны проблему – Украину начали обсуждать без Украины. Так сделали, в частности, президенты России и Франции Владимир Путин и Эмманюэль Макрон с канцлером Германии Ангелой Меркель. Он перетерли кучу проблем, в том числе и Украину, а Зеленскому лишь сигнализировали: мол, пацан, не суетись, это мероприятие серьезных людей, не «нормандский формат», на пианино гениталиями тут не играют, сиди, не дергайся.
Зеленский задергался. Но его успокоил и вдохновил звонок Байдена. И президент Украины запланировал, как ему казалось, достойную ответку «агрессивной России»: раз Путин, Макрон и Меркель провели видеовстречу без него и без Байдена, то он сварганит встречу с Меркель и Макроном уже без Путина, но с собой, любимым. А то, может, и Байден с британским и канадским премьерами Борисом Джонсоном и Джастином Трюдо соизволят присоединиться – «мальчик Зе» и им названивал.
Пока у Зеленского, как видим, не получилось. Точнее – получилось, но опять без него. И без Украины! Упомянутый выше «круглый стол пяти», если вы заметили, опять прошел без Зеленского. И проблемы Украины, ее гражданской войны в Донбассе обсуждали без учета мнения Киева. Ему только сообщили о принятых договоренностях. Да, может, еще что-то пообещали тайно, не для всеуслышанья.
Следовательно, в-третьих, внешнеполитический провал Зеленского еще и в том, что он затеял эскалацию противостояния в Донбассе, чтобы заручиться поддержкой внешних кураторов, но добился лишь одного – вернул обсуждение украинских проблем в мировую повестку дня, но не так, как хотелось. Он хотел давления на Россию. А его толкают на войну с нею. Один на один. И с вполне предсказуемым концом, о котором ему может поведать пригретый им в Киеве Михо Саакашвили, экс-президент Грузии и незадачливый стратег «войны 08.08.08», после которой ему пришлось узнать вкус собственного галстука.
Зеленский галстуки часто не носит и даже большинство видосиков записывает с распахнутым воротничком: ему так кажется, что он проще и ближе к народу. Но в остальном, как и Саакашвили в 2008-м, Зеленский в 2021-м впрягся в кампанию Запада по «обузданию и сдерживанию России», начал подогревать войну в Донбассе, стягивая туда военную технику, обстреливая ЛДНР и убивая там детей, и задекларировал готовность воевать по первому приказу.
И что? А ничего. Стоило России в ответ начать просто передислоцировать военную технику по своей территории и предупредить Запад, что тот не должен науськивать на Россию воинственно-безумного «мальчика ЗЕ» в Донбассе, как Запад притормозил. Нет, одни западные политики по-прежнему обещают Украине помощь в «сохранении территориальной целостности», но зато трезвые головы и полуофициальные спикеры начали заявлять, что, напоминаю, никто воевать за Украину и рядом с войсками ООС/АТО лично не будет. И принимать ее ни в НАТО, ни – тем более! -- в Евросоюз тоже не будут. И даже Байден в знаменитом звонке потребовал от Зеленского «продолжения реформ».
Ведь что планировал Зеленский на внешнем контуре? Зачем ему нужна была война, кроме того, что вернуть Украину в повестку дня? Ответы очевидны: чтобы добиться от Запада прекращения строительства «Северного потока-2» («СП-2»); не дать смягчить международный санкционный режим против России; получить заверения дипломатической и политической поддержки, а также какие-то средства для войны, чтобы можно было что-то разворовать; продвижение к членству в НАТО; даже, возможно, замену невыгодных Киеву «Минских соглашений-2» («Минска-2») на новую переговорную площадку, например, на «Крымскую платформу» с расширением участников «нормандского формата» или с их политическими «похоронами».
Внутри страны Зеленскому нужна была война, чтобы представить себя не только решительным лидером, защищающим национальные интересы от «агрессора», но и «любимой женой Госдепа», чтобы никто их оппонентов и думать не мог о реванше; в случае эскалации противостояния в Донбассе ввести военное положение и зачистить всех своих политических оппонентов; и, конечно же, всеми этими военными приготовлениями отвлечь население страны от провалов в экономике, в социальной сфере, в борьбе с пандемией коронавируса.
Но как говорят в Украине, дурень думкой богател. Кроме звонка «шефа» Байдена, пустых обещаний и разговоров о том, как «важна Украины», и, возможно, немножко денег, ничего. Зато внутри Украину все проблемы как были, так и усугубляются со скоростью снежной лавины в горах. Или приближения северного пушного зверя песца. Зеленского загнали в клетку или в глухой угол войны, но не сказали, как оттуда выбираться.
Зато осталась невиданная по накалу и уже кровавая эскалация в Донбассе, где ситуация может быть взорвана или случайной провокацией, или – того хуже – тайным приказом кураторов наступать. И если, как говорится, рванет, то все будет еще более кроваво и страшно. Войска с обеих сторон устали от неопределенности, но возбуждены и напряжены мини-провокациями и смертями близких и товарищей.
И все может закончиться очень плачевно и для Зеленского, и для Украины. Он уже заложник войны. Просто хочу напомнить некоторые варианты. Неонацисты из «Правого сектора» публично обещались повесить Зеленского на крещатицком каштане.
А глава ДНР Денис Пушилин буквально вчера сказал, что в случае войны он не может сказать, где остановятся его войска. Может, под Киевом, а может, и во Львове. Пушили просто помнит, что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков накануне сказал, что защита российских граждан в Донбассе (а их там почти 500 тысяч) – «приоритет и всей России, и лично Путина». Такой вот раскладец, никому не позавидуешь…
8 апреля 2021 г. Москва. Владимир Скачко