Ситуация с завершением строительства газопровода «Северный поток-2» («СП-2») по-прежнему остается в высшей степени напряженной и – это самое главное – неопределенной. США делают для этого все возможное и невозможное, одной рукой как бы «разрешая трубу», а другой -- грозясь неисчислимыми карами всем ее строителям.
Вовремя встречи главы МИД России Сергея Лаврова с госсекретарем США Энтони Блинкеном стал известно, что американские санкции против «СП-2» вроде бы признаны частично несоответствующими США. «В национальных интересах США приостановить выполнение санкций против «Nord Stream 2 AG» (главного строителя «трубы». – Авт.), его главы Маттиаса Варнига и корпоративных работников «Nord Stream 2 AG», -- заявил Блинкен. Но буквально позавчера, 21 мая 2021 года, министерство финансов США ввело санкции против 13 кораблей, которые так или иначе ведут укладку газопровода. А также против четырех других российских организаций: Федерального госбюджетного учреждения «Морская спасательная служба», ООО «Мортранссервис», АО «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» и «Коксохимтранса». То есть немцев как бы «пощадив», но широкой сетью, так сказать, русских захватили по максимуму.
На все протесты, мольбы и призывы Украины не строить «СП-2» США положили, что называется, с прибором. Но не окончательно, так как Украина еще сможет поиметь свое, если «трубу все же остановят и или не введут в эксплуатацию. И получается, что США с «СП-2» одинаково играют в кошки-мышки с Россией и Украиной, но для двух последних это получается по-разному. Россию на «трубу» заманивают, чтобы, по возможности, кинуть со временем, а вот Украину как бы кидают сразу, сейчас, но в будущем, возможно, сулят финансовые «коврижки».
Это и есть «реал-политик» в исполнении США на современном этапе. США решили не педалировать бойкот достройки «СП-2» до конца, потому что явно преследуют две свои первоочередные не экономические, а политически, даже геополитические цели. Во-первых, окончательно не рассориться с Германией, порушив таким образом вожделенную «трансатлантическую солидарность», с восстановлением которой администрация президента США Джо Бадена носится, как дурень с писаной торбой. Чтобы, по возможности, «вести себя, не как Трамп» и вернуть США реноме «главного шефа-полицейского», лидера и гегемона в западном мире. А нынешние германские власти в лице канцлера Ангелы Меркель уже заверили всех, что «СП-2» будет достроен, потому что это в интересах немецкой экономики. Вот Штаты и тормозят.
Во-вторых – и это кажется даже еще более важным! – уступками по «СП-2» США пытаются «купить Россию». В смысле смягчить позицию ее президента Владимира Путина и все-таки выпросить у него согласие на встречу с Байденом. Последний уже назвал Путина «убийцей», а сейчас еще и хочет выйти победителем в другой заочной дуэли: президент США после всех оскорблений все же пригласил Путина на встречу. И вы представляете, какой оглушительный имиджево-геополитический провал ждет Байдена, если Путин его пошлет.
США этот отказ, конечно, переморгают, но, как говорится, осадочек останется. Более того, это может окончательно заморозить отношения между Россией и США, а им так много еще нужно сделать. В своих национальных интересах. И в интересах всего мира одни вдвоем могут многое. И тут очень важно, кто является инициатором в этом деле. Сейчас это США, но Путин, повторяю, может «не найти подходящих тем для обсуждения». Вот его и пытаются словить на «трубу».
Так что, скорее всего, «СП-2» будет достроен. Но ни Германии, ни России, увы, не стоит так уж безмятежно почивать на лаврах в предчувствии победы. Потому что в Германии уже этой осенью к власти могут прийти зеленые во главе с потенциальным канцлером Анналеной Бербок, которые выступают не просто американскими агентами, но и являются ярчайшими противниками «СП-2». И вот уже эта «зелень», придя к власти, может, с одной стороны, остановить эксплуатацию уже достроенного газопровода совсем. А с другой – это тоже уже проговаривалось в Европе – использовать его, как рычаг давления на Россию. То есть «играться краником», то разрешая поставки российского газа в Европу, то приостанавливая их, при помощи лицензионным, сертификационных и прочих юридических крючкотворских придирок, запретов и разрешений.
И Россия однозначно может потерять. В деньгах. Если «СП-2» запретят окончательно и сделают бессмысленным, то средства понадобятся на его демонтаж. То есть Россия вложится дважды – на строительство и на разрушение. Если же «трубой» будут играться, то деньги понадобятся просто на поддержание «трубы» в рабочем состоянии во время простоя. Такие вот дела, правда, чисто гипотетические: российский дешевый газ нужен всей Европе, и это должно сыграть в пользу здравого смысла и прагматизма, а не чистых политических игрищ. Даже вопреки политическому безумию немецких зеленых.
Для Украины завершение «СП-2» -- это окончательные финансовые потери и конец транзита в Европу. Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон уже публично огласил финансовые потери -- 5-6 млрд. долл. в год. Точнее -- 1,5 млрд. долл. составят убытки из-за прекращения транзита и еще 2-3 млрд. — из-за роста стоимости газа для Украины, потому что подорожает его транспортировка из ЕС. «Если подорожает газ, то подорожает весь наш экспорт, например, удобрения. Также газ подорожает для населения, соответственно, нужно будет больше для субсидий», — так и сказал Макогон. Плюс другие издержки, связанные с обеспечением газа и попытками как-то сберегать свою ГТС в рабочем состоянии. На всякий случай.
И у Украины одна надежда – на то, что США и коллективный Запад для поддержания ее финансовых «штанишек» и играясь с «СП-2» все же не позволят ни Германии, ни России окончательно похоронить украинский транзит российского газа европейским потребителям. А объемов прокачки и платы за нее хватит Киеву хотя бы для того, чтобы ее ГТС выходила хотя бы на самоокупаемость. Хотя бы так. Есть определенная надежда и на то, что Украина будет с газом для себя и для транзита, благодаря подземным хранилищам и интеграции в европейскую газотранспортную систему.
Но если «СП-2» со временем все же заработает на полную мощность, то Украине останется разве что водить возле своей ГТС вышиваночные хороводы или гей-парады, раскрашивать ее в цвета национального флага, обкладывать ее бутербродами с салом, увивать гигантскими веночками или покрывать стягами для подъема патриотического духа. Можно еще, конечно, разобрать «трубу» и сдать ее на металлолом, если, конечно, будет, куда сдавать. Украинская металлургия к тому времени тоже может накрыться тем, чем она обычно накрывается, если ее руководят откровенные дебилы. Патриоты и западники, но дебилы, деньги любящие, но не умеющие их зарабатывать, а лишь разворовывать. В Украине сейчас именно так. Хотя все и ходят в вышиванках.
Ситуация с достройкой «СП-2» сегодня обстоит следующим образом: 17 мая сего года Федеральное морское и гидрографическое агентство (BSH) распорядилось о продолжении строительства газопровода в исключительной экономической зоне Германии. Данные о том, сколько осталось достроить в водах Дании и в водах Германии, самые разные и противоречивые. Но большинство прогнозов сводятся к тому, что к концу сентября текущего года, может быть, даже до выборов в Германии «труба» будет достроена и подготовлена к пуску. Сейчас главная проблема – ускорить темпы достройки. А они, если верить главному экономисту информационно-аналитического центра «TeleTrade» Марку Гойхману, не очень высокие. «Препятствия не только юридические и политические — темп работ невысокий. С 19 апреля по 10 мая проложили 3,1 километра. С 1 по 19 апреля — 8,6. Получается, за 40 дней — 11,7 километра, или в среднем 0,3 в день. Так потребуется порядка 11 месяцев», — рассказал он журналистке РИА «Новости».
Но уже и он, и даже прожженные скептики, верящие во всемогущество США, уверены, что «СП-2» будет достроен. А жизнь покажет, с какими и для кого последствиями.
23 мая 2021 г. Москва. Владимир Скачко