Через неделю после отчета Временной следственной комиссии (ВСК) Верховной Рады Украины, созданной для проверки и оценки состояния акционерного общества «Украинские железные дороги» (АТ «Укрзализныця» или «УЗ»), 16 сентября 2021 года может определиться судьба этой государственной компании. Будет она жить или ее конец уже близок.
В этот день должно состояться первое заседание антикризисного штаба, созданного в компании по итогам указанного выше отчета ВСК решением Совета нацбезопасности и обороны (СНБОУ) и по указке президента страны.
«УЗ» -- такой важный монополист.
Важность же «УЗ» для страны переоценить сложно: она -- практически полный монополист на рынке железнодорожных перевозок страны. Если верить «Википедии», это фактически государство в государстве: 1614 станций, 120 основных вокзалов, 50 локомотивных, 43 вагонных, 13 вагонных пассажирских депо, 26 дирекций железнодорожных перевозок, 41 дистанция энергоснабжения, 66 дистанций сигнализации и связи, 100 дистанций пути, 33 дистанции гражданских сооружений, пару десятков заводов и ремонтных мастерских по профилю и т. д. «УЗ» занимает 6-е место в Европе и 12-е место в мире по совокупной длине путей. По другим данным, на «УЗ» приходится 82% грузовых и около 50% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. И по объемам грузовых перевозок занимает четвертое место на Евразийском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России и Индии, сказано на сайте компании.
Следовательно, «умрет» эта компания – остановятся пассажирские и грузоперевозки, а значит, может приказать долго жить и вся экономика страны, точнее – то, что от нее еще осталось. Это, собственно, и констатировала указанная ВСК, а еще раньше – пришедший в ужас от состояния железных дорог Украины ее президент Владимир Зеленский. Он вот уже больше года не устает позиционировать себя, как великий реформатор и строитель новой инфраструктуры, и когда ему рассказали и показали, что творится на «Укрзализныце», он, говорят, матерился, как пьяный проводник, который пришел на работу, а вагон его украли.
В итоге в январе текущего года была создана указанная ВСК, которая проверяла все несколько месяцев и отчиталась перед парламентом 9 сентября этого года. И от услышанного у многих, что называется, волосы встали дыбом. И было отчего. Вот вам только некоторые занятные цифры: с 2011 года по настоящее время в ней сменились 14 глав правления, причем только 5 из них были полноценными, остальные 9 работали в статусе и. о. Только при Зеленском руководство «УЗ» менялось четыре раза, и один из начальников – Иван Юрик – работал и. о. дважды.
В «революцию гидности» 2014 года «УЗ» вступила с прибылью за 2013 год в 545,3 млн. грн. А потом началось: убыток по итогам 2014 года составил 15 млрд. 443,8 млн. грн., а по итогам 2015-го -- 16 млрд. 781,9 млн грн.
Потом с прибылью «УЗ» работала в 2017-2019 годах (в 2019 году прибыль составила – 2 млрд. 988,2 млн. грн.), когда немного приостановилась кадровая чехарда. Но вот по итогам 2020 года убыток «УЗ» составил 11 млрд. 899,7 млн. грн. Сейчас, с 12 августа сего года, и.о. председателя правления «УЗ» работает Александр Камышин – ему, скорее всего, и придется разгребать и огребать, если ничего не получится.
Итоги проверки ВСК.
А вот еще некоторые «картинки с выставки», как говорится, точнее - цитаты из отчета ВСК:
- «проверкой установлена потеря трети основных фондов. За исследуемые нами пять лет УЗ выполнила план капиталовложений только на 65%. Не освоено в этом направлении почти 30 млрд гривен. Вследствие этого инфраструктура железной дороги находится в критическом состоянии. Мы констатируем, что руководство «Укрзализныци» не бережет и не развивает доверенное ей государством имущество и основные фонды»;
- «эффективность использования производственных мощностей «Укрзализныци», оперирующей более 105 тыс. вагонов и имеющей около 30 вагонных депо, почти в три раза ниже по сравнению с частными субъектами хозяйствования»;
- «вследствие неэффективного управления своими активами и нерационального использования средств, рабочий парк АО «УЗ» составляет около 45% ее общего парка и только 37% всего рабочего парка вагонов, имеющегося на Украине, при этом АО «УЗ» монопольно удерживает 80% ремонтных мощностей, создавая для нескольких тысяч владельцев грузовых вагонов постоянные проблемы с ремонтом»;
- «ежегодное сокращение грузооборота «УЗ» составляло в среднем около 2,5%, однако в 2020 году этот показатель достиг 4,9%, а за первый квартал 2021 года - 6,8%. Доходность грузоперевозок «УЗ» в 2020 году относительно 2012 года снизилась на 36% и составляет 6,89 долл. за 500 тонно-километров»;
- «за последние пять лет пригодный к эксплуатации парк пассажирских вагонов «УЗ» сократился на 1 тыс. единиц (на 26%), парк пригородного подвижного состава - почти на 700 вагонов (на 22%). В 2016-2019 годах объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении системно сокращался в среднем на 6% в год».
И дальше – все в таком же духе. «УЗ» последние 5 лет функционировала не благодаря помощи государства, а вопреки всем помехам, ей созданным. В том числе, и государственными чинушами. Что и подтверждают два основных вывода ВСК: во-первых, «состояние, в котором очутилась «Укрзализныця», уже не позволяет ей выполнять в полной мере задачи по перевозке грузов и пассажиров. …Железнодорожный транспорт системно теряет свои перевозочные способности и ускоренно деградирует, что несет реальную угрозу национальной экономике, социальной стабильности и обороноспособности государства».
И во-вторых, «ВСК вынуждена констатировать, что нынешний состав правления -- это не команда профессионалов-единомышленников, которая целенаправленно работает на пользу АО «УЗ» и национальной экономике, а разрозненный набор дилетантов в железнодорожной сфере, которые являются выдвиженцами определенных «влиятельных сил» и за очень большое вознаграждение отстаивают их интересы, разрушая стратегическую для государства отрасль. Они не только не хотят и не могут реформировать отрасль, они даже неспособны управлять ею».
В полной мере это касается и пяти членов наблюдательного совета (турка-финансиста Шевки Аджунера, австрийца-банкира Андреаса Матье, литовца-управленца Адомаса Аудицкаса и двух украинцев – бизнесмена Олега Журавлева и журналиста Сергея Лещенко), который должен был бы предотвращать сползание «УЗ» в пропасть банкротства, но ничего для этого не делал, а наоборот – или лично обогащался (ВСК это констатировала), или способствовал упадку компании (это должны установить правоохранители, к которым обратилась ВСК). Их работу ВСК признала неэффективной, непрофессиональной и деструктивной.
Глобальные выводы.
И причина происшедшего, как говорится, -- не бином Ньютона. Все случилось с «УЗ» главным образом потому, что она, похоже, должна была стать первым, что называется, «пилотным проектом» по доведению стратегической компании Украины до банкротства и распродажи ее по дешевке и по частям в нужные руки. И в Украине – определенным олигархическим группировкам, и иностранным собственникам, имеющим в стране свои шкурные интересы.
Банкротство железных дорог, сокращение и перебои в грузоперевозках создавали бы серьезные помехи в работе всех отраслей и отдельных предприятий в Украине. И тоже затрудняло бы их работу и приближало к банкротству, и, следовательно, к распродаже за бесценок. В «нужные руки», разумеется. Это главная цель неоколонизации Украины после госпереворота 2014 года. Под видом реформ и демократизации.
ВСК признала работу «УЗ», а также ее правления и набсовета неудовлетворительной, а также призвала уволить всех начальников и обязать Кабмин Дениса Шмыгаля провести серьезную работу по исправлению сложившейся ситуации. Если ее, конечно, еще можно исправить. Но по-любому ВСК признала: все 5 лет правительства не уделяли внимания «УЗ» и фактически потворствовали развалу отрасли. Это серьезный вывод и фактически приговор всем постмайданным кабинетам что Петра Порошенко, что Зеленского.
Сейчас ВСК собирается, с одной стороны, установить поименно всех виноватых. «Первая наша задача - контролировать все, чтобы все было выполнено и все люди, которые названы как виновные, были наказаны - мы отправим отчеты правоохранительные органы и будем следить, как потом они проводят расследования по этим людям», -- сказала журналистам глава ВСК Юлия Гришина.
А с другой – вплотную заняться анализом работы заводов и предприятий, которые подчинены «УЗ», но не работали на нее.«У нас еще осталась инфраструктура, нас интересует, почему не работают заводы, которые принадлежат «УЗ», почему они не загружены заказами, почему они работают в убыток», -- анонсировала Гришина. И сообщила, что к концу года ее комиссия подготовит еще более подробный и зубодробительный отчет об «убийцах» «УЗ».
Что же будет с «УЗ» и Украиной.
Ну, а указанное заседание антикризисного штаба на «УЗ» во главе с новым министром инфраструктуры Александром Кубраковым 16 сентября начнет отвечать на два главных вопроса. Первый: что же это было и кто виноват в том, что «УЗ» дошла до такого плачевного состояния. Второй: -- и это самое главное! – что же будет с «УЗ» в ближайшие месяцы и что означает такой потрясный по своей правдивости отчет ВСК, в которой большинство – члены пропрезидентской партии «Слуга народа» во главе с председателем Гришиной. Или это начало реального спасения и возрождения железных дорог для нужд украинской экономики. Или же просто подковерная борьба между различными группировками из олигархов, чиновников-коррупционеров и их иностранных спонсоров-заказчиков за то, кто быстрее или медленнее, дороже или дешевле продаст и купит такой важный украинский актив.
В принципе, одинаково возможно, что сам Зеленский хочет или захочет либо возродить «УЗ» ради Украины, либо просто отодвинуть от ее распродажи «чужих» и самому заработать очки в глазах его нынешних самых разных кураторов -- от внутренних олигархов до внешних, назовем их для удобства, «инвесторов». Но по-любому диагноз поставлен правильный.
13 сентября 2021 г. Москва. Владимир Скачко