В этом прекрасном городе его жители, хитро прищурившись, очень даже по-своему могут сказать вам, что есть две большие разницы между утверждениями «украинский город» и «город в Украине». И они будут-таки правы. Потому что этот город – Одесса.
Территориально и по государственной принадлежности, то есть официально Одесса действительно находится в Украине. Но вот можно ли назвать город «украинским», если во время соцопроса 47,7% опрошенных респондентов признались, что испытывают крайне негативное отношение к государству, в котором им приходится проживать, 16,9% пояснили, что относятся к Украине «умеренно негативно», а 6,5% и вовсе обозначили себя как граждан СССР? Согласитесь, это хороший вопрос властям страны, в которой есть город, где 71,1% (сложите выше указанные проценты) его населения ее, эту страну, не празднуют совсем, а из всех остальных только 4,4% относятся к ней умеренно положительно, а оставшийся 31% или умеренно или условно умеренно, и так, и сяк.
Нет, против государственной принадлежности одесситы не спорят, но вот 89% (!!! – Авт.) опрошенных заявили, что судьба Украины и угрозы ей их не колышут. Точнее -- 65,1% опрошенных одесситов заявили, что совершенно определенно не будут воевать за государство Украину, а 23,9% даже не смогли конкретно ответить на этот вопрос, потому что не поняли, шутят ли опросчики или это у них «гонево серьезное». Точно «готовых» – только 11,1%.
При этом, когда одесситов спросили, что их волнует в жизни, то выяснилось, что больше всего – рост тарифов ЖКХ. А такие темы, как отношение к ветеранам АТО, волонтерам, активистам, добровольцам, сексуальным извра.., пардон, ЛГБТ-активистам, представителям нацменьшинств типа цыган, азиатов, африканцев или крымских татар, а также к жителям неподконтрольных Украине территорий в Донбассе или Крыму, в Одессе интересуют очень малые группы людей, по 3-5% процента.
И что удивительно -- такие данные появились в Одессе 18-19 ноября 2021 года, аккурат к 8-й годовщине так называемой «революции достоинства», которой попытались облагородить и замаскировать государственный переворот и захват власти в Киеве.
Второй момент для майданных революционеров, усиленно и ускоренно, ломая недовольных через колено, строящих «украинскую Украину», еще более удручающий -- опрос проводили не «сепары», «колорады» или «ватники» пророссийские, а очень даже европейцы, да еще и из Евросоюза – аналитики и эксперты совместного проекта Украины и Эстонии «Стойкая Украина». А Эстония-то у нас о-го-го какая европейская, член НАТО и ЕС. И вот эти специалисты пояснили, что трудились они на протяжении нынешнего года, потому что очень хотели «выявить главные страхи одесситов, уровень стресса, в котором они пребывают, и узнать, как они относятся к власти».
Вот и выявили! Кроме того, по данным этого опроса, 65,9% одесситов используют в быту и неформальном общении русский язык, 25,3% -- русский или украинский в зависимости от ситуации, еще 3,8% пользуются смесью языков, именуемой «суржиком», и только 5,1% опрошенных сказали, что говорят по-украински. При этом 48,4% уверены, что русскому языку в Украине надо придать статус государственного.
Но что самое противное для записных и профессиональных патриотов, получающих деньги за профессиональную же «любовь до нэньки», эти данные абсолютно перекликаются с данными опроса под названием «Социально-политические настроения жителей Одессы», проведенного к началу октября текущего года Украинским институтом будущего. Согласно этому опросу, на вопрос «Насколько вы согласны с тезисом Владимира Путина, что «украинцы и русские» — один народ?», 55% респондентов ответили «полностью согласны» и еще 13% – «скорее согласны» и только все остальные – не согласные, причем только 20%, «решительно не согласны», то есть только каждый пятый. И социологи так прокомментировали свои данные: «Более трети участников опроса (38%) считают, что будущее Украины должно быть связано с восстановлением связей с РФ и другими странами СНГ, 27% опрошенных связывают будущее украинского государства с нейтралитетом, 20% — отмечают необходимость евроинтеграции, и только 4% респондентов будущее страны связывают с США».
Также среди опрошенных 67% опрошенных уверены, что «события на Украине развиваются в неправильном направлении», 22% -- в неправильном, 11% -- вообще не понимают, куда движется страна. Кроме того, когда у одесситов по приколу спросили, хотят ли они, чтобы одесский художественный музей носил имя недавно скончавшегося Александра Ройтбурта, рисовавшего свои полускабрезные картины в том числе и человеческим, извините, дерьмом, но при этом очень сильно поддерживающего «революцию достоинства», то только 51% опрошенных заявили, что нет. Остальным все равно, ибо они, похоже, уверены, что одни биоотходы другими не украсишь и не подправишь.
И в этом опросе «зрада зрадницкая» (предательство предательское) подкралось оттуда, откуда патриоты и революционеры в Одессе не ждали. Указанный Украинский институт будущего – стопудово патриотическая и на всю голову революционно-промайданная структура, существующая в том числе, и на западные гранты. А среди ее основателей-учредителей – Антон Геращенко по кличке «Тоня», учредитель печально известного сайта «Миротворец» и многолетний соратник главы МВД Арсена Авакова, и Тарас Березовец, главный политолог партии «Евросолидарность» (ПЕС) экс-президента Петра Порошенко. Согласитесь, статус обязывает этих панов гнать патриотическую пургу и национально-свидомую цифирь. Но даже они не смогли или не захотели скрыть реальные данные соцопроса.
Многие гадают сегодня: если не брать тягу к объективности, которой патриоты никогда не грешат, то почему так получилось, что они как бы высекли сами себя своим же «пропутинским» опросом? В самой Одессе большинство обозревателей сходятся к тому, что таким вот способом – обвинениями в «потакании Путину» и в «разведении пророссийского болота в городе» -- хотят подорвать власть нынешнего мэра города Геннадия Труханова.
И в этом есть своя сермяжная правда. Патриоты и неонацисты всех мастей и оттенков действительно ненавидят его за пророссийскость и считают, что он недостаточно «давит колорадов». А вот режим Зеленского действительно хочет его сменить и поставить на главный морской порт страны «своего человека». И недавно мэру Труханову вручили подозрение в преступлении, и сейчас он находится под залогом в 30 млн. грн. (более 1 млн. долл.). Его, как водится, обвинили в коррупции и в злоупотреблении служебным положением себе на карман.
И сейчас Труханов играется в патриотического пана. В День достоинства и свободы он в жидком окружении возлагал цветочки в парке имени Тараса Шевченко в честь всех «героев небесной сотни». Он и верно – кому же хочется коротать время в СИЗО?
Но есть и другие объяснения такого поведения одесситов. Самое свежее – трагедия 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов, когда озверевшие садисты-патриоты и майданные революционеры сожгли и убили несколько десятков одесситов, которых они обвинили в «неукраинстве». И Одесса, одесситы это помнят. И делают выводы.
Кроме того, такие данные социологов – это традиция этого великолепного города, который всегда был общей интернациональной родиной для всех, кто там жил и работал. Сегодня специалисты утверждают, что в Одессе больше половины коренного населения – украинцы (около 61%), чуть меньше (до 40%) – русские, болгары и евреи в процентном соотношении составляют не более 1,5%. И представители всех остальных национальностей -- около 1%.
Но Максим Ивлев на интернет-сайте «Олесь Бузина» напоминает данные из книги американского профессора истории Брауновского университета Патриции Херлихи «Одесса. История. 1794-1914». Автор 40 лет изучала историю Одессы в архивах США, Европы, России и Украины. И ее книга выдержала уже два издания в США на английском языке, одно издание на украинском в Киеве и уже целых три издания на русском в Одессе. И в это книге сказано: «Всероссийская перепись населения 1897 г. проводилась более тщательно, на основе более точных показателей. Так, ею различались по языку русские, украинцы и белорусы. В 1897 г. говорящие на этих трех языках составили 58% населения – точно так же, как пятилетием ранее. С другой стороны, количество говорящих на еврейском языке выросло – в качестве родного его назвали более 32% населения. Наблюдалось некоторое увеличение польско- и германоязычных, а доля говорящих на греческом осталась неизменной».
Более того, Херлихи замечала: «Со своими 56,7% населения, считавшими русский, украинский и белорусский языки родными, Одесса в 1897 г. была существенно менее «русским» городом, чем Москва, где 95% населения говорило на этих языках. Даже в Санкт-Петербурге, при всех его связях с Западом, 87% населения назвали один из этих трех языков родным».
И как сейчас себя чувствуют Москва с Санкт-Петербургом? А вот в Одессе, как видим, если отвлечься от потери идентичности в силу самых разных причин еврейским населением Одессы, то остальные пропорции остаются неизменными вот уже почти 150 лет. Потому что, как говорят остряки, гены пальцем не выковыряешь ии историческую память ластиком не сотрешь. Но как же только стараются это сделать!
23 ноября 2021 г. Москва. Владимир Скачко