Пока США и Россия разбираются, как же им быть с НАТО в Европе и что делать Украиной, ее президент Владимир Зеленский 21 декабря 2021 года встретился с президентами Польши Анджеем Дудой и Литвы Гитанасом Науседой в селе Гута на Прикарпатье. Называется это «Люблинский треугольник».
Там, на зимнем пленэре, Украина два дня собирается отмечать 30-летие отечественной дипломатии, и по этому поводу Зеленский решил обсудить агрессивную политику со стороны Российской Федерации на троих. Сегодня это модно, и Украина решила не выпадать из тренда. И вот результат: все три страны назвали себя «авангардом сдерживания России». А президент каждой из них не преминул лично бросить нечистоты в адрес России.
И все. Обратило внимание разве что то, что когда Зеленский грозно призывал коллективный Запад предпринять «мощные превентивные меры» для сдерживания России, то слова «мощные» и «меры» он произнес более-мене внятно, а вот ключевое слово у него получилось, как «ПРИМИТИВНЫЕ».
И ничего удивительного в этой оговорке нет. Они символична. Шила в мешке, как говорится, не утаишь. Именно примитивным примитивизмом отдают все последние громкие по звуку, но пустые по содержанию и затратные по времени и деньгам практически все внешнеполитические инициативы Украины при Зеленском. И это притом, что при нем впервые за 30 лет независимости прошедшим летом была утверждена Стратегия внешнеполитической деятельности -- систематизированный стратегический документ высокого уровня по внешней политике государства, который определяет цели, географические и тематические приоритеты Украины на среднесрочную перспективу.
А потом были определены и основные приоритеты Стратегии:
- обретение членства в ЕС и НАТО;
укрепление позиций Украины в Балто-Черноморском регионе;
- развитие добрососедских и партнерских отношений с США, Великобританией, Канадой, Германией, Францией, Польшей, Турцией, Литвой, Румынией, Грузией, Молдовой;
- расширение сотрудничества со странами Азии, Ближнего Востока и Африки, Латинской Америки, прежде всего, в сфере торговли и экономического сотрудничества;
- помощь украинскому бизнесу, создание новых возможностей на иностранных рынках для украинских экспортеров, привлечения иностранных инвесторов
- защита прав и интересов украинцев за рубежом;
- продвижение позитивного имиджа Украины за рубежом, развитие публичной дипломатии, наращивание «мягкой силы».
При этом глава МИД Украины Дмитрий Кулеба гордо задекларировал: «Стратегия свидетельствует, что мы строим эффективную долгосрочную политику защиты национальных интересов Украины. Мы работаем над утверждением Украины как активного участника международной политики, создателя собственной и региональной безопасности благодаря новым альянсам, страны новых экономических возможностей».
А недавно Кулеба же огласил примеры таких «новых альянсов» под эгидой Украины. Это – «Люблинский треугольник», «Ассоциативное трио», «Квадрига» и «Крымская платформа». По словам Кулебы, эти новые форматы отражают новую проактивную внешнюю политику Украины и направлены на создание пояса безопасности и процветания для Украины и региона между Балтийским и Черным морями.
Заседание 21-22 декабря 2021 года в Гуте и явилось очередным саммитом «Люблинского треугольника, созданного 28 июля 2020 года, как «трехсторонний региональный альянс для политического, экономического и социального сотрудничества между Украиной, Польшей и Литвой, целью которого является укрепление диалога между странами, поддержка интеграции Украины в Европейский союз и НАТО». «В рамках Люблинского треугольника говорим о безопасности и координируем дальнейшие шаги по противодействию общим вызовам», -- написал по этому поводу в своем «Twitter» Зеленский.
Перед этим в преддверии 30-летия независимости в Киеве состоялся учредительный саммит «Крымской платформы», «постоянного международного консультативно-координационного механизма для возвращения проблемы Крыма в международную повестку дня, что позволило бы способствовать восстановлению контроля Украины над Крымом».
Еще раньше, 17 мая 2021 года, в Киеве между министрами иностранных дел Грузии, Молдовы и Украины был подписан меморандум о создании «Ассоциированного трио» -- трехсторонний формат для усиленного сотрудничества, координации и диалога между МИД всех трех стране, а также с Евросоюзом по вопросам, представляющим взаимный интерес, связанным с евроинтеграцией государств, включая сотрудничество в рамках «Восточного партнерства».
И наконец год назад, 18 декабря 2020 года, в Киеве состоялось заседание «Квадриги» -- саммита в формате «2+2». То есть министров обороны и иностранных дел Украины – тогда Андрея Тарана и Кулебы и Турции -- Мевлют Чавушоглу и Хулуси Акара. «Мы с коллегами разделяем мнение, что механизм «Квадрига» под руководством наших президентов станет важной движущей силой не только украинско-турецких отношений, но и развития ситуации в нашем регионе в целом. Безусловно, формат «Квадрига» также будет полезным для поддержки евроатлантической интеграции Украины», — сказал тогда Кулеба.
А его турецкий коллега Чавушоглу заявил, что Турция не признает «аннексии» Крыма Россией и продолжит говорить об этом на всех международных площадках. «Мы обсудили вопрос, каким образом мы все вместе можем помочь крымским татарам. Выразили свою поддержку инициативе «Крымская платформа», -- резюмировал он.
Министры обороны двух стран, разумеется, тогда и подписали контракты на производство поставку корветов и беспилотных авиационных комплексов. И это, пожалуй, единственный формат, который что-то конкретное и весомое дал Украине. «Мы рассматриваем стратегическое партнерство с Турцией в контексте реализации внешнеполитического курса Украины и обретение полноправного членства в НАТО. Практическая реализация инициатив между Украиной и Турцией будет способствовать достижению стабильности в регионе Черного моря и интеграции Украины в евроатлантические системы коллективной безопасности», -- сказал тогда Таран. И хотя через год он ушел в отставку, турецкие беспилотники «Байрактары» уже в Донбассе готовы сеять смерть.
От остальных форматов Украине не перепадает даже по формуле с «паршивой овцы хоть шерсти клок». За исключением Польша, они нищеброды, которым сами всего не хватает. И Польша просто так ничего никому не дает, а с Литвы, Грузии или Молдавии что можно взять, кроме обещаний и посулов? Как, впрочем, и им с Украины.
Но есть другая опасность от всей этой политико-географической возни и игрищ в «вечные союзы до гробовой доски». До гробовой доски и можно, в конце концов, и доиграться, если все время путаться под ногами у великих и сильных геополитических игроков – США, России, Китая, которые решают сегодня проблему нового планетарного мироустройства, если хотите, раздела мира на новые сферы влияния с сопутствующими и надлежащими зонами ответственности.
Вот такие мелкие отдельные страны или даже союзы таких стран, взывая к велики обратить внимание и на них, очень легко могут организовать провокацию, после которых столкновение «первачей» с ядерными ракетами может стать неизбежным и неотвратимым. А Украина в последнее время только тем и занимается, что кличет буде на голову России, но может накликать и на свою.
21 декабря 2021 г. Москва. Владимир Скачко