В наступившую и как бы решающую для нее неделю Украина вступает крайне оптимистично: она готова и сама закопаться, и других закопать. Простыми, сермяжными лопатами. Какие под руку подвернутся, может быть, даже деревянными. В пылу борьбы, разумеется, без этого никуда.
Речь идет, конечно же, о том, что сломавший ногу в противоборстве не с мордорскими подводными диверсантами на воздушных крыльях из Бурятии (как можно было бы подумать), а со спортивными снарядами (по его словам) министр иностранных дел Украины Дмитрий (по-ихнему Дмытро) Кулеба в эфире немецкого телеканала «ARD» грозно сказал: «Если у нас не будет оружия, то мы будем воевать лопатами, но мы будем защищаться». И подобнее поменял позу на костылях, на которых сейчас передвигается. Во как! А вы думали…
Пафос лопатного сопротивления, ясно дело, несколько подпортила банально-тривиальная, но уже привычная просьба Кулебы «Дайте денег и оружия!», на которую ему привычно и ответили: «А как же! Держите карман шире»…
А Украина, между прочим, на прошло неделе очень даже могла разжиться. И оружием, и обещаниями его поставить. В неограниченном количестве, как Киев и хочет. И многое сложилось. Но не все и что-то пошло не так. Потому что на прошлой неделе не состоялся главный обмен, который мог бы спасти Украину и правящий в ней неонацистский режим президента Владимира Зеленского, принеся им мир. Значит, война продолжится, и поставки западного оружия продолжатся. Но спасет ли это Украину? Поможет ли?
Поставил эти вопросы на прошлой неделе в Киеве 16 июня десант лидеров ведущих стран Запада – Франции, Германии и Италии, и примкнувшей к ним по неведомым причинам Румынии. В Киев завернули президент Эммануэль Макрон, канцлер Олаф Шольц, премьер Марио Драги и президент Клаус Йоханнис. Они, по общему мнению, привезли Зеленскому упомянутый обмен – перемирие с Россией на перспективу членства в Евросоюзе. Чтобы Зеленский в это поверил, буквально на следующий день, 17 июня, Еврокомиссия рекомендовала саммиту ЕС 23-24 июня предоставить Украине статус кандидата в члены. Ранее то же самое саммиту рекомендовал Европарламент.
Это солидная маза, как говорят в тюрьмах знающие люди. Но бессмысленная. Потому что уже на следующий день, когда Еврокомиссия расщедрилась, в Киев неожиданно нагрянул Борыс Чупрына, пардон, Борис Джонсон, премьер Великобритании, который притаранил весточку от «нашего мальчика» -- президента США Джо Байдена. И, разумеется, от своего имени потребовал: никаких перемирий – только война до победного конца и до последнего украинца, способного держать в руках автомат. Или, как предлагает Кулеба, боевую лопату. Зеленский встал на сторону Чуприны-Джонсона. И не важно, с лопатой ли Кулебы или без нее. Но курс на войну сохраняется, по-прежнему раскалывая и весь Запад вообще, и Европу в частности.
Причины же такого раскола «антипутинской евросолидарности» проста, как угол дома. «Старая» Европа (Италия Германия, Франция) экономически загибается от антироссийских санкций уже сейчас, а победы Украины и стоящего за ее спиной Запада, равно как и капитуляции России с порванной в клочья экономикой, не наблюдается. И, судя по всему, не предвидится.
Накануне визита в Киеве указанные лидеры по очереди, по сути, признали, что рассчитывать на победу Украины в поединке с Россией бессмысленно и что нужны переговоры между Киевом и Москвой. Макрон высказался четче всех: «Я нахожусь в постоянном контакте с Зеленским... И я повторил, что мы, европейцы, делим один континент, а география упряма, Россия никуда с этого континента не денется. Она была, есть и будет его частью. Россия – сильная держава. Поэтому я никогда не разделял подход, согласно которому сегодня мы начнем войну с Россией, а завтра мы хотим ее уничтожить. Нет». Драги еще в мае выступил с инициативой о дипломатическом решении конфликта. А Шольц, вернувшись из Киева, в интервью изданию «RND» сказал: «Попытка достичь примирения никогда не может быть неверной, как и стремление к мирному сосуществованию».
И у Шольца есть подспорье в виде народного мнения: согласно данным свежего опроса института Forsa, 83% опрошенных жителей ФРГ считают, что Шольцу необходимо продолжать диалог с Путиным, и только 25% участников исследования верят в «победу украинской армии». Похожая ситуация и в других странах «старой» Европы, где не хотят войны.
Но вот США, Великобритании и новым их лимитрофам, и союзникам в Восточной Европе война в Украине нужна. Она даст одним иллюзию сохранения однополярного мира и сдерживания России, другим – повышенный статус, третьим – и статус, и деньги на «борьбу с Путиным» и поддержание штанов в этой борьбе. И восточноевропейские «ястребы войны» действительно распетушились. Особенно в Польше. Бригадный генерал, экс-глава Бюро нацбезопасности (БНБ) Польши Станислав Козей призвал НАТО ввести бесполетную зону над Западной Украиной и сбивать там российские военные ракеты, потому что они наносят вред ВСУ: «Это неприемлемо. Российские ракеты большой дальности, запускаемые из акватории Черного моря или с помощью стратегической авиации, которые летят по направлению к границам НАТО, должны быть сбиты на достаточном расстоянии от этой границы. Если они не прекратят ракетные удары, … то с определенного момента мы можем развернуть средства противоракетной обороны над западом Украины».
Воинственно настроен и вице-премьер Польши по вопросам безопасности, глава правящей партии «Право и справедливость» и по совместительству фактический лидер страны Ярослав Качиньский. Он прямо заявил, что если не будет интервенции НАТО в Украину, то Запад проиграет тотально. без натовской интервенции остановить Россию на Украине не удастся, и это будет означать фиаско для всего коллективного Запада. «Прошу принимать во внимание, что поражение Запада, прежде всего Америки, на Украине будет чем-то посерьезнее Вьетнама, уже не говоря об Афганистане. С точки зрения технологий, запасов, оборудования, обучения мы на голову сильнее, но настрой на победу мы сами в себе подавляем», – резюмировал он интервью изданию «Газета Польска».
А перепел Качиньский, конечно, с чужого голоса -- бывшего командующего вооруженными силами НАТО в Европе Уэсли Кларка, который тоже призвал Альянс отказаться от идеи о том, что НАТО не вмешивается в конфликты, и вмешаться в конфликт в Украине. «Эта идея осталась в 90-х годах. Пришло время усвоить уроки. НАТО должно вмешаться. Давайте официально это признаем и прикажем россиянам прекратить огонь», -- сказал Кларк, который, это всем известно, хотел скрестить с Россией ракеты еще в 1999 году, когда приказал очистить аэропорт «Слатина» близ Приштины в Косово, занятый тогда российскими десантниками.
И что имеет Украина в сухом остатке? На ближайшем саммите ЕС, по мнению многих, она, скорее всего, получит статус кандидата в члены ЕС. В повестке дня саммита помечены четыре главных вопроса: Украина, экономические проблемы, конференция о будущем ЕС и так называемая «широкая Европа» (кто может, а кто не может считать себя частью континента и по каким критериям).
И Киеву должно быть лестно, что проблема Украины стоит как бы на первом месте. Но статус кандидата для нее не будет означать ровным счетом ничего. Кандидат в члены – это равносильно «обещать – не означает жениться». Если не верите, спросите у Турции: она – она подала заявку на членство в 1987 года, первой стала ассоциированным членом, в 1999 году стала официальным кандидатом в члены, но так с этим членом и осталась на пороге Евросоюза. Ее обошли все, кому не лень, и кто был нужен Евросоюзу по геополитическим соображениям.
То же самое будет и с Украиной, если она, как справедливо заметил экс-президент России и зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев, через пару лет вообще сохранится.
А рискует она не сохраниться потому, что в ней продолжится война. И президент Путин, выступая на Петербургском международном экономфоруме, подтвердил: все задачи спецвоенной операции (СВО) в Украине будут выполнены. А задачи это-то как раз по большому счету уж точно и не совместимы с нынешним неонацистским режимом Зеленского. И перед СВО вольно или невольно встает задача-вилка: как проводить демилитаризацию и денацификацию – всковыривая только режим Зеленского или всю Украину, значительные части которой уже заявили, что хотят в Россию. Это, пожалуй, само туманное будущее, какое наметилось у украинской государственности.
Но сейчас Украина продолжает обстреливать жилые кварталы Донецка и других городов ДНР, выклянчивает оружие у Запада и получает его, готовит контрнаступление уже в августе-сентябре текущего года, чтобы вообще освободить Херсон и значительную часть Харьковщины. Не говоря уже о таких же претензиях на ЛДНР и Крым.
Поступает ей и оружие. Например, Украине первые четыре бронетранспортера M113AS4 из 14 отправила Австралия. А вообще пакет австралийской помощи Украине включает поддержку на сумму более 285 млн. австралийских долларов (около 198 млн. долл. США). И в него вошли бронетранспортеры «Bushmaster», гаубицы M777, противотанковое оружие, боеприпасы, беспилотные летательные аппараты и личное снаряжение.
И в то же время США приостановили сделку стоимостью 10 млн. долл. по продаже Украине боевых дронов MQ-1C «Gray Eagle». Чтобы они в зане СВО не попали в… российские руки. «Возражение против экспорта беспилотников возникло из-за опасений о том, что радар и оборудование для наблюдения на них могут создать угрозу безопасности Соединенных Штатов, если они попадут в руки России», -- утверждают журналисты «Рейтер». Причем Белый дом сделку одобрил, а вот Пентагон ее пересматривает. Кто у них там в доме хозяин?
И по-любому в ходе войны актуальны три вопроса:
- сама Украина будет отдуваться в этой войне или ей срочно найдут и подкинут союзников?
- сколько длится этой войне – до выборов в Конгресс США в ноябре 2022 года или и дальше, до полного ослабления России и уже силами не только Украины, но и НАТО?
- планируется ли вообще сохранять Украину на карте мира и если да, то сможет ли эта часть, называющаяся новой Украиной, после войны претендовать на членство в ЕС или все придется ей начинать с начала, с новой морковкой?
Все стороны как могут, так и отвечают на эти вопросы. Россия, например, отчиталась, что пуск четырех высокоточных ракет «Калибр» из акватории Черного моря по объектам военной инфраструктуры Украины уничтожил пункт управления украинских войск в Днепропетровской области, отправив на тот свет свыше 50 генералов и офицеров ВСУ.
А что, если это начало «третьего этапа» СВО, о котором все говорят, и к ударам по «центрам принятия решений» нужно приготовиться в Киеве? Многие считают, что так и есть…
20 июня 2022 г. Москва. Владимир Скачко