У восточных регионов Украины есть свои орнаменты писанок, которые повторяют даже в соседней России. Западные писанки всегда с мелкими рисунками, а восточные – с крупными. А на пасхальном столе на востоке Украины чаще встречаются крашанки, а не писанки. Об этом рассказал писанкарь Николай Гончарук, пишет «Радио Свобода».
По его словам, на всей территории Украины было развито писанкарство, и восток – не исключение. «Просто разным регионам присущи различные орнаменты и техники исполнения писанок. Часть этнических территорий Украины сейчас находится в тех районах, которые принадлежат России. Это два субэтнических региона – "Подонье" (восточная Слобожанщина, ближе к Луганской области – Белгородская, Курская области, частично Воронеж) и Кубань. Вот там этнические группы украинцев жили очень давно, и они писали свои писанки. Теперь в восточных регионах очень много выходцев не из Украины, а тех, кто заселил эти регионы после Голодомора», – сказал Гончарук.
Он рассказал, что сейчас на территории России остались украинские орнаменты. «Яркий пример – село Казацкая Слобода Курской области. Абсолютно уникальные орнаменты, в основе которых кресты. Это как раз потомки украинских казаков. Территория современной Кубани отличается другим орнаментом – "звезда". Это сразу несколько символов: огонь, жизнь, любовь. И эти символы можно было увидеть на писанках юго-восточных регионов Украины», – говорит Гончарук.
Со слов писанкаря, на юго-восточных территориях Украины аутентичных мастеров, которые бы занимались писанкарством восточных регионов, осталось очень мало. Например, луганчанка Таня Коновал. Она пишет уникальные писанки – на коричневых яйцах путем постепенного отбеливания. Но, по сравнению с западными регионами, этих мастеров на востоке очень мало.
Орнаменты западных и восточных писанок очень разные. «Западная Украина тоже разнообразна – галицкие, гуцульские, лемковские, буковинские... Они все разные. Это зависит и от территории, где жили эти этнические группы. Леса, горы запада и широкие степи востока накладывают свой определенный признак в орнаменталистику. Или море... Например, в Одесской области писанки имеют не такие мелкие узоры, как западные регионы, однако, очень много там волновых рисунков, вроде морской волны», – рассказал Гончарук.
Также писанкарь рассказал, что традиция украшать яйца имеет несколько направлений. «Первый и очень простой – крашанка. Шелуха от лука, можно еще "прикрутить" листочек от петрушки, то вообще будет красота необыкновенная. Второй вариант – дряпанка. Обычная крашанка, но на ней иглой острой царапаете узор. Третье – крапанка. Капают воск, затем погружают яйцо в шелуху и после этого воск разогревается, стирается и у вас будет яйцо с пятнышками. Писанка – это самый сложный вариант. И, конечно, на востоке Украины не так много дедушек и бабушек, которые передали эту традицию. Но я вижу, что писанкарство там возрождается. Все зависит только от нас самих, если мы захотим, то сможем возродить эти традиции. Потому что этому пласту культуры не сто и не двести лет, а тысячи. Писанку вообще пишут не руками, а душой и сердцем. Поэтому сохранение и развитие этих традиций способствуют возрождению национального сознания каждого из нас. С узоров хрупкой писанки к нам словно обращаются наши далекие предки», – подытожил Николай Гончарук.