Школьники Донетчины переняли опыт своих киевских сверстников.
Чтобы сделать Украину чище, а кучи мусора – меньше, юные киевляне София-Кристина Борисюк и Никита Шульга, ученики специализированной школы № 17 с углубленным изучением математики в 2016 году основали благотворительную программу «Компола». Целью этого инновационного проекта в сфере образования является формирование у школьников ответственного отношения к окружающему миру, в частности к отходам.
Суть его проста – отходы школьных столовых, а это в среднем около 30 л очистков овощей и фруктов в каждом учебном заведении, не выбрасываются в мусорные баки, а помещаются в специальный бокс – термокомпостер. Там органические отходы превращаются в компост – удобрение, которое так ценится фермерами. Что касается городской местности, но и тут компост пригодится, например, им можно удобрять деревья, растущие вдоль дорог, чтобы они не болели и могли поглощать как можно больше вредных веществ из воздуха. Компост также помогает грунту противостоять возникновению эрозии.
«Комполой» заинтересовалось руководство общеобразовательной школы в пгт Гродовка Покровского района. К слову, это пока единственное учебное заведение в Донецкой области, поддержавшее этот проект. Еще год назад в Гродовку привезли пластиковый компостер «Thermo-King» емкостью 900 л и семью червей «Старатель». За одни сутки такой червь перерабатывает массу компоста, равную собственному весу. Инициатором выступила директор Гродовской школы Людмила Кухаренко, ответственными были назначены учитель физики Светлана Барышник и 19 восьмиклассников. Логичнее было (пока проект внедрялся, учитель биологии была в декретном отпуске – ред.). «Об этом проекте узнали во время поездки в Киев зимой 2017 года. Мы были на тренингах организации "Просвита" от ЮНИСЕФ. И как раз там с презентацией "Комполы" выступали Никита и София-Кристина. Нас он очень заинтересовал и буквально через месяц компостер был уже в школе», – рассказала Светлана Барышник, которая в Гродовской школе работает 13 лет.
Компостер в коле Гродовки был установлен на открытом участке грунта. Дело в том, что в процессе компостирования выделяется определенное количество влажности, которую грунт всасывает. Учителя, повара и школьники прошли инструктаж, в ходе которое выяснилось, что не все отходы годятся для дальнейшего производства удобрений. «Условно отходы делаться на зеленые и коричневые. К зеленым относятся очистки сырых овощей и фруктов, скорлупки сырых яиц, чайная заварка, остатки круп или каши без добавления масла, скошенная трава. А к коричневым – бумага, картон, опавшие листья, завядшие цветы. Категорически нельзя сбрасывать в компостер овощи и фрукты после термической обработки, шкурки от цитрусовых, мясо, рыбу, хлеб, жиры и масло», – пояснила учитель физики.
Наполнять компостер нужно слоями, чередуя коричневые отходы с зелеными. Каждый слой лучше присыпать небольшим количеством земли. Это нужно для того, чтобы червям-старателям было легче переработать отходы на компост. Время от времени отходы необходимо увлажнять. В теплое время года это надо делать чаще, а в холодное – соответственно реже.
«Черви в нашем компостере хорошо перезимовали. Мы специально утепляли емкость – школьники сделали деревянный каркас. Пространство между ним и компостером засыпали золой. А рядом посадили кусты бузины. Она отпугивает вредителей, мешающих процессу компостирования», – объяснила Светлана Барышник.
Первая партия добротного компоста в Гродовской школе ожидается к концу весны. «У нас практически в каждом дворе есть компостные ямы, часть отходов идет на корм животным. Поэтому процесс у нас затянулся. Честно сказать, для сельской местности компостер не так важен. А вот для городов такие устройства необходимы, ведь очистки идут в мусорные баки, а потом попадают на свалки, где гниют на открытом воздухе», – рассказала собеседница.
Участники проекта уже определились, куда пойдет первая партия компоста. «В первую очередь – на удобрение растений в нашем школьном зимнем мини-саду. Там более двухсот горшков с различными растениями – бугенвиллия, диффенбахия, драцена, маранта, монстера, орхидея, панданус, пеперомия, сенполия, спатифиллум, традесканция, толстянка, фикус, фуксия, циперус, шефлера, эсхинантус, юкка, различные кактусы. И это не весь список! Летом как раз будет практика, и дети сами смогут пересадить цветы, удобрить их компостом», – рассказала Светлана Михайловна.
Еще в школе есть теплица. Правда, сейчас она еще не установлена. Ее учебное заведение получило от Международной организации по миграции (МОМ) ходе реализации проекта по сплочению местного населения и переселенцев с неподконтрольной украинскому правительству части Донбасса. В рамках этого проекта были созданы в школе 4 кружка – природоведение, спортивный, драматический и психологический. Для кружка природоведения были приобретены теплица и система климат-контроля. В теплице ученики вместе с жителями громады и переселенцами будут выращивать рассаду цветов для озеленения поселка. Как раз для этого и пригодится компост, полученный от маленьких трудяг – червяков.