Того, сколько украинцев родилось и умерло на неконтролируемых Украиной территориях за время вооруженного конфликта на Донбассе, не знает никто. Даже приблизительно. Между официальными украинскими данными и предполагаемыми реальными – огромная пропасть.
«Ориентировочное количество фактов рождения и смерти на неподконтрольных территориях с 2014 года – 372 тысячи. Официальные украинские органы зафиксировали 31 тысячу! Диспропорция поражает», – заявила по этому поводу пару месяцев назад помощник-консультант народного депутата Украины Натальи Веселовой Олеся Цыбулько. Вывод, который она сделала тогда, простой и очевидный – жители неконтролируемых территорий регистрировать рождение и смерть в официальных украинских инстанциях не торопятся.
Процедура, отбивающая охоту
Причина такой «неторопливости» – существующая в Украине официальная процедура. Фактически, в течение последних (почти) четырех лет, все «документы», выданные в «ДНР» и «ЛНР», Украиной официально не признаются. В принципе. Впрочем, для свидетельств, удостоверяющих рождение и смерть, в каком-то смысле, было сделано исключение. Однако, сама процедура вышла довольно хлопотная.
Алгоритм действий прост. Изначально человек с выданным ему в «ДНР» или «ЛНР» свидетельством о рождении или смерти обращается в ЗАГС на контролируемой Украиной территории. Здесь ему должны дать письменный отказ в регистрации, с которым он направляется в суд.
Важный нюанс состоял в том, чтобы выбрать не какой попало ЗАГС, а именно тот, который относится к суду, к которому относится и место проживания человека на неконтролируемой территории. К примеру, Ворошиловский район Донецка относится к Селидовскому городскому суду. Если человек – официальный переселенец, тогда выбирается суд по месту временного проживания такого лица.
Данный вариант выбора суда обеспечивает высокие шансы прохождение процедуры в один заход. Хотя, формально, человек имеет право обратиться в любой суд на контролируемой территории. Но по этому поводу самые наблюдательные уже очень давно заметили, что иметь право и осуществить это право – две принципиально разные вещи.
После получения письменного отказа в ЗАГСе, человек подает в суд заявление об установлении факта рождения или смерти. К заявлению прилагается целый букет документов:
Оригиналы документов предъявляются суду лично.
Покойника предъявлять не нужно
Это список обязательных документов. Но, практика показывает, что кроме них понадобятся и другие. Для признания судом факта рождения обычно дополнительно нужны:
Для признания факта смерти обычно нужны:
Еще один важный нюанс. Формально (и об этом часто говорят правозащитники), на основании ст.5 закона «О судебном сборе», заявители, которые обращаются за установлением фактов, имеющих юридическое значение и поданных в связи с вооруженной агрессией, вооруженным конфликтом или временной оккупацией территории Украины, освобождаются от уплаты судебного сбора. И об этом можно подать соответствующее ходатайство. Однако, практически, заплатить соответствующую пошлину в 352,4 грн, возможно, придется.
В принципе, суд должен рассмотреть заявление о признании факта рождения или смерти, незамедлительно. Но, умудренные опытом уже знают, что теория может заметно отличаться от практики. В реальности суд процесс может растянуться на несколько дней или даже недель (но пусть кто-то скажет, вспомнив многолетние суды, что это не незамедлительно).
Получив решение суда, человек возвращается в уже знакомый ему ЗАГС (как говорится, с территориальной подсудностью этого суда) и получает (бесплатно) свидетельство о рождении или смерти украинского образца. По закону, это должно случиться также незамедлительно. Но здесь все быстрее, чем в суде.
Ветер перемен?
Такое подробное изложение процедуры, в общем и целом, неплохо объясняет, почему рождение и смерть жителей неконтролируемых территорий так плохо оформляются (точнее – дублируются) в Украине. Учитывая стоимость проезда в обе стороны и стоимость проживания во время рассмотрения дела в суде, удовольствие выходит не из дешевых. А учитывая украинский подход к социальным выплатам жителям неконтролируемых территорий по поводу рождения или смерти их близких, зачастую, и вовсе бессмысленным.
Предполагалось, что уже в марте нынешнего года все может существенно измениться. Как известно, 24 февраля 2018 года вступил в силу закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях», также известный как закон о реинтеграции Донбасса.
По этому закону, все «документы», выданные в «ДНР» и «ЛНР» как и прежде не признаются (юридически – не создают никаких правовых последствий). Все, кроме «документов», подтверждающих факт рождения или смерти. Эти бумаги официальными органами Украины отныне признаются. Как бы.
В свете вышесказанного, процедура легализации рождения или смерти человека на неконтролируемой территории существенно упрощается. В ЗАГС, расположенный на контролируемой Украиной территории, подается заявление о регистрации рождения или смерти, к которому прикладывается соответствующее свидетельство, выданное в «ДНР» или «ЛНР». Теперь ЗАГС должен эти документы принять и на их основании выдать украинское свидетельство о рождении или смерти. И все.
Мифы Донбасса
Интересно, что случившееся сразу породило интересный миф о том, что теперь Украина… будет признавать свидетельства о рождении и смерти, выданные в «ДНР» и «ЛНР». Многие люди поняли это буквально, что в Украине по месту требования можно будет предъявить соответствующее свидетельство непризнанных «республик» и его примут.
Проблема здесь в нюансах юридических формулировок и юридической неграмотности людей. Дело в том, что в законе говорится не о признании свидетельств о рождении и смерти, выданных в «ДНР» и «ЛНР», а о признании «документов», удостоверяющих факт рождения или смерти на неконтролируемых территориях, которые… прилагаются к заявлению о государственной регистрации рождения или смерти. Поэтому, говоря о признании нужно подчеркнуть, что Украиной признаются, скорее, медицинские справки из «ДНР» и «ЛНР» о рождении и смерти, чем свидетельства.
То есть для назначения и получения Украиной любых социальных выплат, связанных с рождением или смертью жителя неконтролируемых территорий, все равно нужно получить украинское свидетельство о рождении или смерти. Именно оно является основанием для занесения данных о родившемся или умершем в соответствующий украинский реестр. Со всеми вытекающими отсюда социальными выплатами.
Минюст – категорически против
В этом вопросе есть и еще один значимый фактор, который широкой известности не получил. Дело в том, что сразу после вступления в силу закона о реинтеграции Донбасса, министерство юстиции Украины заявило, что проверкой фактов рождения и смерти людей на неконтролируемых территориях должны заниматься представители институций ООН, Международного комитета Красного Креста, ЮНИСЕФ и специальной мониторинговой миссии ОБСЕ.
«Необходимо разработать механизм независимой проверки фактов рождения и смерти, которые, по международной практике, могут осуществлять агентства ООН, ОБСЕ или МККК во избежание проблем с незаконным вывозом детей, изменения идентичности и легализации участников незаконных вооруженных формирований на Донбассе и манипуляций с имущественными правами умерших людей», – заявил по этому поводу заместитель министра по вопросам европейской интеграции Сергей Петухов.
Фактически, все это означает, что Минюст настаивает на том, чтобы установлением подлинности предоставляемых документов о рождении и смерти, а также установлением истинности самого факта рождения или смерти гражданина Украины на неконтролируемой территории занимались международные организации.
То есть, о признании документов о рождении и смерти в «ДНР» и «ЛНР» в украинских ЗАГСах не может быть и речи?
Через специальную комиссию
Скорее всего, Минюст ведет речь об альтернативном механизме регистрации рождения, запущенном с нынешнего года. Его основанием является постановление правительства «О внесении изменений в Порядок подтверждения факта рождения ребенка вне учреждения здравоохранения», принятое 8 декабря 2017 года. Механизм не судебный, а административный.
«Правительством разработан механизм, при котором родителям малышей не надо обращаться в суд. Установку факта рождения поручили специальным комиссиям, работу которых будут курировать представители Международного комитета красного креста или ООН. В комиссию родителям нужно представить заявление; копии паспорта граждан Украины (в смысле – родителей); результаты анализов; УЗИ во время беременности; выписку из медкарты; а также другие документы, подтверждающие оказание женщине медпомощи в связи с беременностью и родами», – недавно заявил министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш.
Порядок прохождения комиссии простой: пару дней комиссия рассматривает поданные документы, а после отправляет женщину с ребенком на осмотр в медицинское учреждение. После осмотра ребенка учреждение выдает справку. После этого в десятидневный срок комиссия либо выдает справку о рождении ребенка, либо отказывает. Справка о рождении является основанием для выдачи свидетельства о рождении в ЗАГСе.
Нетрудно заметить, что в итоге, вместо упрощения, регистрация рождения и смерти граждан Украины на неконтролируемых территориях может еще более усложниться. А значит, сколько на самом деле родилось и умерло украинцев в «ДНР» и «ЛНР» станет известно еще не скоро. Потому, что регулирующие документы для обеспечения реальной работы закона о реинтеграции Донбасса, должно принять правительство. В том числе Минюст. Тот самый…