1 декабря 2018 года в СК «Олимпийский» в 47-й раз отгремел телевизионный фестиваль «Песня года», главное музыкальное событие страны. 53 артиста и несколько десятков авторов представили на суд двадцатитысячной публики свои лучшие песни, и миллионы телезрителей смогут в этом убедиться 1 и 2 января 2019 года в эфире телеканала «Россия». За кулисами нам удалось встретить весь цвет российского шоу-бизнеса и взять интервью у популярного автора, многократного лауреата фестиваля Константина Губина.
- Константин, Вы уже семь раз принимали участие в фестивале «Песня года», 14 песен Вашего авторства звучали с его сцены. Меняется ли фестиваль из года в год, или же это нечто постоянное, когда всегда знаешь, чего ожидать?
Каждый раз на фестивале звучат самые популярные песни уходящего года, и это основа мероприятия, которая не меняется вот уже 47 лет, это главная идея. Однако, жизнь не стоит на месте. Мода, в том числе и на музыку, меняется. И «Песня года» следит за тенденциями, предоставляя сцену на ряду с классиками жанра популярной музыки так же и новым исполнителям. Получается некий фьюжн, и это здорово.
- Вы согласны, что это главное событие музыкальной эстрады? Чем «Песня года» отличается от других музыкальных форумов?
Абсолютно согласен. Это действительно главный музыкальный фестиваль страны. Появилась альтернатива в качестве «Жары», никуда не делась «Новая волна», существует «Золотой граммофон», но только здесь до сих пор популяризируют не только исполнителей, но и авторов представленных песен. И в этом качестве «Песня года» уникальна.
- Что Вы считаете высшей наградой для автора?
Максимально возможная долгая жизнь песни в народе, несомненно, является лучшей наградой для автора. Сегодня песня живёт от силы год, потом её востребованность падает, через пару лет о её существовании помнят только меломаны. И лишь единицы современных песен остаются на десятки лет. Эти песни знают, поют, любят. В моём списке несколько сотен написанных песен, пара-тройка десятков из них широко известны, и только несколько можно назвать долгожителями. Благодарен судьбе и Сосо Павлиашвили за соавторство в песнях «Помолимся за родителей», «Небо на ладони». Больше десяти лет они завсегдатаи концертов на всех телеканалах, их взяли в свой репертуар Г. Лепс, И. Аллегрова и многие другие известные артисты. Пять лет назад у Стаса Пьехи вышла наша со Славой Бодолика песня «Счастье», которая до сих пор является одной из визитных карточек певца, равно как и «Золотое сердце» у Стаса Михайлова. Написать «народную» песню большая удача. Но эту самую «народность» можно измерить только временем, других мерил хита не существует.
- С кем из исполнителей Вы чаще всего работаете? Есть ли у Вас свой «формат»?
Я обожаю всех артистов, которые поют меня, и мегапопулярных, и менее известных. Мне очень повезло с ними. Каждый из них уникален и узнаваем. Но те исполнители, с которыми меня связывают не разовые (надеюсь, пока) работы, а целые циклы, целые концертные программы - это моё второе «я». Обожаемая Ирина Аллегрова, старший брат Сосо Павлиашвили, друг семьи Виктор Дорин (Петлюра)... Больше десятка моих песен записал легендарный Лев Лещенко. Это именно те люди, которые «делают» меня, как автора. Я очень созвучен с этими творческими людьми, и горжусь этой невидимой связью.
Мой личный формат, однозначно, есть. Я не лайтовый автор. Мои песни, так уж вышло, заставляют думать и переживать, говорить о главном. Люблю царапать души. Я могу написать лёгкие и даже шуточные, казалось бы, для восприятия песни (к примеру «В маленькой сумке», «Made in Russia”, «Цветы без повода» Ирины Аллегровой), но, если внимательно разобрать стихи каждой из них, мой «идейный груз» очевиден. Я и хотел бы, может быть, написать аналог «Муси-пуси», достаточно тривиальной на мой взгляд, но безумно народной когда-то песни. Да не в силах. Не умею. На это нужен особый талант не «грузить». Каждому своё.
- Что самое интересное в принципе в вашей работе? Чем она отличается от других творческих профессий?
Я работаю практически круглосуточно. Когда напряжённо, когда фоном. Чаще фоном: при выполнении обыденных дел, в путешествиях, при принятии пищи... Везде и всегда я ловлю какие-то яркие шлягфразы для будущих песен и записываю их в заметки на телефоне. Напеваю на диктофон «прилетающие» в любое время суток мелодии. Разговариваю сам с собой, играю на столе пальцами, как на воображаемом пианино. Близкие уже спокойно относятся к этим причудам, на людях стараюсь себя контролировать. Вот художник, к примеру, не может себе позволить работать над картиной дистанционно, а я могу полноценно писать песню везде. Это яркая особенность моей работы.
- Приходилось ли сталкиваться с какими-либо трудностями на творческом пути и, если да, то с какими?
Самая большая трудность вовремя и правильно преподнести нужную песню нужному артисту. Было, когда с десяток артистов, в качестве рецензии на предложенную мною песню, говорили: «Да это же стопроцентный Лепс, срочно отправь ему!», а Григорий на неё никак не реагировал. Бывало, что артист спохватывался по поводу песни, которая уже год как отдана другому исполнителю. Иногда пишешь песню, и кажется, что бьёшь в десятку. И действительно попадаешь. Да только в десятку мишени рядом, куда и не целился.
- Было ли такое, что задумывалась одна идея, а на выходе получалась совсем другая? Если да, то в каких песнях?
Зачастую! Как пример. Сосо, показав мне очередную свою гениальную мелодию песни, попросил написать текст о звёздах, о космосе, о небе...Что-то такое огромное и околофантастическое. Я внимательно его выслушал, но сделал так, как легло на сердце мне. Слово «небо» оставил, но в другом контексте. Так, как мне в тот момент прилетело. Песня в итоге называется «Небо на ладони»: не гадайте на любовь, если счастливы глаза, не гадайте на любовь, всё решают небеса... Очень большая история получилась!
- Какую музыку Вы сами предпочитаете слушать? Что вас вдохновляет? Что не приемлете?
Талантливую, вкусную, честную. Не важно в каком стиле и жанре. Реально плачу под Митяева, обожаю магнетизм Челентано, драйвую от Coldplay и LP, «чищу» голову Вивальди и Шопеном.
В русских песенных стихах не переношу относительные графоманские рифмы и не воспринимаю «воду»: когда есть одно-два ярких слова, а вокруг них набор избитых затёртых фраз.
- Что в песне важнее: слова или музыка? Текст или мелодия определяет успех песни?
Считаю, что музыка и стихи в песне — это единое целое, они должны дружить, но главное в песне не они, а всё же тема.
- Сколько времени занимает написание одной песни?
По моей практике от нескольких минут до нескольких лет. Текст песни Лепса «Аминь» на музыку Укупника я в первозданном виде написал минут за пять. Потом несколько раз меняли, крутили, изобретали, но всё в итоге вернулось к изначальному варианту, без малейших правок. Вот поймал первую эмоцию от музыки Аркадия и написал. Однако, уже несколько лет лежит на рабочем столе красивейшая собственная мелодия, которая давно покорила саундпродюсера Аллегровой Валеру Демьянова, а стихи на неё я сам написать так и не могу. Не знаю, как подступиться.
- Черпаете ли Вы вдохновение в других видах искусства (кино, литература)? Повлияли ли на Вас и Ваше творчество какие-либо книги и фильмы?
Ни разу ничего не сочинил под влиянием фильма или книги. Это же истории других авторов. Могу ими только восхищаться или не принимать. А вот истории из жизни знакомых мне людей часто срисовываю.
- Вы сами пишете и музыку, и стихи. Как относитесь к сотрудничеству? Сталкивались ли с начинающими композиторами и поэтами, или людьми, которые хотят ими стать? Что бы Вы им посоветовали?
Очень часто мне присылают предложения о сотрудничестве и состоявшиеся композиторы с поэтами, и те, кто ещё не очень известен. У меня для всех всегда один ответ, вне статусов и рангов: если меня мурашит с первой минуты от присланных мелодий или текстов - брошу всё и сделаю из этого песню. Если нет, или не всё однозначно - мучить себя не стану, несколько таких попыток было, ничего не вышло. Теперь позволяю себе сразу быть откровенным с автором, если мне не климатит его материал. В сутках всего 24 часа, и я лучше потрачу их на собственные наработки и черновики, которых огромное количество, чем буду что-то выжимать из чужого. Практических советов начинающим авторов дать никаких не могу. У каждого ведь своё время, своя дорога. Разве что не останавливаться и идти дальше, даже если пока не поймали удачу за хвост. Если это талантливо, то всё будет!
- Бывало ли такое, что артист своим исполнением или своими коррективами материала открывали для Вас Ваше
же творчество с новой стороны, принося туда собственные грани?
Конечно. Аллегрова иногда смотрит на мои песни немного под другим углом, предлагает изменить буквально пару слов, и я моментально с этим соглашаюсь, так как сердцем принимаю эти коррективы. Ей же нести эти песни в народ, она же чувствует зал, и кто лучше неё знает эти нюансы. Но! При этом она делает мне не какие-то пространные предложения на уровне «что-то здесь не так, поищи ещё», а говорит абсолютно обоснованные логичные вещи. Сосо часто половинит мои стихи, делая песню более доступной для слушателя ( я, всё же, люблю излишне забрести в дебри ). Лев Валерианович Лещенко, бегло прочитав стихи, с высоты своего опыта может поменять местами два слова для удобства исполнения с точки зрения фонетики: смысл не меняется, а поётся легче и на ухо лучше ложится. Саша Маршал непосредственно в момент записи на студии предложил переиначить одну эмоцию во втором куплете моей песни «Всё это моя любовь». Я им очень доверяю, ведь они на сцене, они чувствуют то, что не могу чувствовать я.
- Насколько важна визуальная составляющая в исполнении песен? Ведь эстрада — это всегда шоу. Имеют ли значение костюмы и декорации, или достаточно голоса в маленькой комнате?
По разному. Можно «одеть» безликую глупую песню в креативную яркую видеоисторию, и она снесёт людское сознание, и вызовет определённые эмоции, и запомнится. Только в этом году были пара таких случаев на эстрадном небосклоне. Но может на сцене появиться один Григорий Лепс, без массовки, мишуры и сценариев, и взорвать двадцатитысячный зал своей энергетикой, и вызвать куда более сильные эмоции у зрителя, как это и произошло на нынешней «Песне года» с нашим произведением «Аминь».
Я за второе. Об этом моя заглавная песня программы «Моно» Ирины Аллегровой: «Я хочу Моно. Безо всякой страховки. Моно. Без лишней массовки и фона. Моно».
- С какими артистами Вы хотели бы начать сотрудничать и почему?
Со всеми, кому дорого слово, русский язык, пускай и осовремененный. С теми, кому в песне важна идея, кто не в заложниках исключительно звуковой составляющей песни.
- Как в целом относитесь к музыке, которую слушает продвинутая молодёжь, которая не представлена широко на российском телевидении и радио, которая популяризируется в основном в сети?
В подавляющем большинстве к творчеству этих современных молодых исполнителей неприменимо слово «музыка». Сегодня многие занимаются, как сказал Максим Фадеев, саунддизайном: составляют «кубики» в компьютерных музыкальных редакторах, хотя и делают это зачастую достойно. Но это не музыка, композиторская профессия здесь не присутствует. Мало кто из них может удивить уверенным владением каким-либо музыкальным инструментом. Минимализм в гармонии стал популярен только потому, что не знают новые саунддизайнеры законов этой самой гармонии. Классических закладок в крови у них нет. Купил компьютер, самопровозгласился композитором, youtube помог, и вперёд пожинать сетевую славу. Сегодня это легко и относительно недорого. Мало, кто из нынешних модных текстовиков может без ошибок написать смс или пост, не говоря о стихах. Бережное отношение к слову практически утрачено. Сейчас важнее не в малом количестве строк рассказать целую жизнь, что всегда считалось верхом филигранности поэта-песенника, а быстро загнать в словесный поток выбранную тему, продолжая традиции акынов. Я, как Вы поняли, о батлах. Но не имеет это ничего общего с песенными стихами, разве что присутствие рифм второго-третьего уровня, и то не во всех парах строк.
В снобизме меня не обвиняйте.
Я отчётливо понимаю, что каждому времени свои герои. Если это популярно, значит имеет право на жизнь, и это факт. Но только не называйте это песней, пожалуйста. Пусть это называется привычным для этой истории словом«трек».
Конечно же, есть среди современных молодых артистов и авторов продолжатели традиций, в лучшем смысле. Есть гениальный молодой певец Димаш Кудайберген. Просто браво! А сколько талантливых выходцев из «Голоса» стараются сейчас занять своё место под солнцем на сцене. Не всё так просто, конечно. Но, тем не менее, они существуют! Имена же таких новых авторов, как Олег Шаумаров, Наталья Касимцева, Денис Разумный («Мы вдвоём», «Орлы и вороны») уже достаточно известны, и вполне заслуженно: в их творчестве есть яркие музыка и стихи, а главное идеи. Надеюсь, что будущее в таких руках.
- Чем порадуете нас в следующем году?
Из заделов этого года ожидаю выхода моих новых песен в исполнении Ирины Аллегровой, Григория Лепса, Аллы Пугачёвой. Хочу наконец-то завершить одну «большую» песню в соавторстве с Аркадием Укупником. И ещё написать, у нас это неплохо, по-моему, получается. Сейчас в работе одновременно пять личных песенных идей, а дальше больше, надеюсь, с Божьей помощью!
Музыка Arkadiy Ukupnik слова Константин Губин , исполнитель Григорий Лепс , «Песня Года 2018»
Опубликовано Arkadiy Ukupnik Life Воскресенье, 2 декабря 2018 г.
6 декабря 2018 г. Москва. Вячеслав Маршалкин.
Фото и видео предоставлены К.Губиным