Политики делают резкие заявления по поводу строительства газопровода «Северный поток — 2» по дну Балтийского моря. Громче всех против газопровода возражают поляки, которые стремятся освободиться от зависимости от российского газа. Однако свои возражения высказывают и другие государства, через которые газ сейчас поступает с Востока. План проложить новый трубопровод по дну Балтийского моря волнует политиков по всему миру. «Это новое гибридное оружие, нацеленное на ЕС и НАТО. Это отравленная таблетка европейской безопасности, которая может иметь далеко идущие последствия», — заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий на заседании Парламентской ассамблеи НАТО в Варшаве, комментируя вторую ветку газопровода «Северный поток». Столь резкое заявление не удивляет, ведь Польша давно выступает против угрозы с Востока и стремится освободиться от зависимости от российского газа всеми доступными способами. Так, чуть менее трех лет назад Польша открыла в Свиноуйсьце СПГ-терминал, который позволяет доставлять газ из других стран. Дело не только в политике. В случае российского газа речь идет о миллиардных доходах, получаемых в виде транзитных сборов. Поэтому против газопровода «Северный поток — 2» громко возражают и другие страны, через которые сегодня газ поступает с Востока в Европу. Если новый газопровод будет проложен по дну Балтийского моря и соединит Россию и Германию, то значимость Украины и Словакии в транзите российского газа резко снижается. «Этот проект влечет серьезные политические последствия. Это пример эгоистических экономических интересов, которые достигаются в ущерб стабильности и процветания наших ближайших соседей. Мы даем России понять, насколько близоруки в наших стратегиях», — заявил на позапрошлой неделе президент Словакии Андрей Киска. Недавно на защиту Украины, куда сегодня поступает более трети газа, экспортируемого Россией в Евросоюз, встала даже Америка. «„Северный поток — 2" делает Европу более уязвимой», — заявил, например, заместитель Госсекретаря США Уэсс Митчел.
У США — свои интересы Американцы не заинтересованы в ослаблении Украины, а ведь именно транзитные сборы являются важной статьей их бюджетного дохода. Речь идет о миллиардах долларов в год. Тем не менее у Соединенных Штатов есть свои коммерческие интересы. Американцы хотят поставлять в европейские терминалы свой собственный газ, поэтому выбор «газового пути» может стать одним из аргументов в торговой войне, которой все грозится президент Дональд Трамп.
Сторонники проекта утверждают, что этот газопровод укрепит безопасность поставок в Европейский Союз и поспособствует экономической конкуренции на европейском газовом рынке. Неделю назад президент Владимир Путин заявил, что в его планы не входит прекращение транзита через Украину. Тем не менее, судя по всему, россияне не собираются в будущем использовать украинский транзитный путь. Даже самые убежденные оптимисты уверены, что Газпром, располагая собственным трубопроводом на Балтике, будет отправлять через Украину не более 20% от нынешних экспортных объемов. Однако ситуацию может изменить истощение запасов газа в Северном море: потребность Европы в российском газе может резко возрасти.
Чехия ждет решения Споры вокруг второй ветки газопровода «Северный поток» могут оказать влияние и на Чехию. Наша страна уже давно является важным звеном в транзите газа. В последнее время меняется направление газовых поставок. Раньше газ поступал преимущественно с востока на запад, но после запуска «Северного потока» направление изменилось (газ поступает с севера на юг). С берегов Балтийского моря он направляется в Италию, которая является одним из крупнейших импортеров газа в Европе. Объемы газа, который пересекает Чехию, сокращаются. Если в 2015 году, согласно годовым отчетам компании Net4Gas, международный транзит достигал 42 миллиарда кубометров, то в 2017 году — всего 34 миллиардов. Чехия тоже может лишиться свое транзитной функции. Net4Gas собирается расширять сеть трубопроводов в Западной Чехии: новый газопровод под названием Capacity4Gas будет проложен параллельно с газопроводом Gazela. Однако реализация этого проекта будет зависеть от строительства газопровода Eugal от Балтики к чешской границе в восточной части Германии. Не исключено, что немцы поведут российский газ другим путем. Нынешние возражения политиков никак не влияют на то, что в середине мая начались подготовительные и земляные работы близ немецкого города Грайфсвальда. В июне начнется строительство газопровода протяженностью 1 230 километров, который в целом повторяет трассу «Северного потока — 1», открытого семь лет назад. Нынешняя максимальная пропускная мощность газопровода составляет 55 миллиардов кубометров в год, и в 2017 году ею воспользовались на 93%. Запланированная вторая ветка увеличит мощность вдвое. Первая поставка по новому газопроводу планируется на конец 2019 года. «Северный поток — 2» обойдется в 9,5 миллиардов евро. Половину заплатит Газпром, а остальное поделят между собой пять европейских энергетических игроков.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий