Грегори Джонсон был последней жертвой. В марте этого года американский ученый, который в течение двух лет расследовал для Совета Безопасности Организации Объединенных Наций нарушения санкций в Йемене, получил известие о том, что Россия отклонила заключение с ним нового контракта. Двумя неделями ранее на его месте был российский профессор Николай Добронравин, назначение которого в группу Совета Безопасности по расследованию нарушений санкций ООН в Судане было приостановлено Соединенными Штатами вместе с Францией и Великобританией. Эти два человека являются частью более широкой группы экспертов и администраторов — по крайней мере шести человек — которые в последние месяцы либо потеряли работу в Организации Объединенных Наций, либо не получили назначение, несмотря на свою высокую квалификацию. По словам аналитиков, они являются жертвами тихой неявной войны, которую Соединенные Штаты и Россия ведут в последнее время, чтобы продвигать в мировой организации каждый свою более широкую повестку. Войну, которая вознаграждает за бюрократический саботаж и господство над тайной механизмов ООН. Для России одной из целей, по-видимому, является подрыв потенциала ООН по обеспечению соблюдения санкций в отношении стран и террористических организаций от Ирана до Северной Кореи и Южного Судана. Что касается Соединенных Штатов, то эти упражнения, по-видимому, связаны с более широким кругом разногласий с Россией по вопросам ее вмешательства в выборы в западных странах, а также военного присутствия на Украине и в Сирии. «Я думаю, что мы увидим еще больше примеров такого рода партизанской войны в делах дипломатического процесса, если США и Россия не смогут заключить какую-то большую сделку, чтобы ослабить общую напряженность их отношений в ООН. И в данный момент это выглядит очень отдаленной перспективой», — считает эксперт по ООН в Европейском Совете по международным отношениям Ричард Гоуэн. «Обструкционизм оказался довольно хорошей стратегией для Москвы по Сирии, и, похоже, они будут применять ее в более общем плане», — сказал он. Разного рода отклонения инициатив и акты возмездия начались еще в начале года, когда Россия скрутила рога Соединенным Штатам и их европейским союзникам по вопросу назначения специального омбудсмена, ответственного за обеспечение того, чтобы предполагаемым террористам, попавшим под санкции Совета безопасности, были гарантированы надлежащие правовые процедуры. Должность была вакантной с августа прошлого года, когда ушла в отставку Екатерина Марчи-Ухель.
В качестве преемника Россия отдала предпочтение представителю Танзании, но против этого выступили Соединенные Штаты, Великобритания и Франция. Москва ответила блокировкой двух кандидатур, которые поддерживал Вашингтон: одного представителя Франции и одного — Ливана. Из-за этой тупиковой ситуации должность оставалась вакантной в течение нескольких месяцев, вплоть до мая этого года, что снижало работоспособность офиса, который уже столкнулся с эрозией своих полномочий. Российские дипломаты отреагировали на это, отложив назначение французского эксперта по ракетным вопросам в группу, которая контролирует санкции США против Северной Кореи. Они также заблокировали (https://www.reuters.com/article/us-libya-migrants-un/russia-delays-u-n-sanctions-on-libya-human-trafficking-leaders-idUSKCN1IM1SM) попытки Соединенных Штатов и их европейских союзников ввести запрет на поездки и замораживание активов для шести человек, подозреваемых в совершении операций по контрабанде людей в Ливии. Однако недавно они уступили, создав условия для первого введения санкций в отношении торговцев людьми. Со своей стороны, Соединенные Штаты и их европейские союзники в конечном итоге отменили свое решение по найму российского эксперта по Судану Добронравина. Уход Джонсона происходит, когда отношения России и Запада переживают напряженный момент. В марте Москва якобы пыталась убить российского двойного агента и его дочь в Лондоне, используя редкий нервно-паралитический агент «Новичок». Российские дипломаты выступили против продления контракта эксперта после того, как США раскритиковали попытку отравления. Через две недели после нападения президент Дональд Трамп выдворил из Соединенных Штатов 60 российских шпионов и дипломатов. «Это око за око», — сказал Джонсен, который пропустил несколько зарплат, надеясь на смягчение позиции Москвы, а затем устроился на работу в аналитический центр в Вашингтоне. Чем он занимается, не сообщались. «США делают одно, Россия отвечает точно так же. В том, что происходит между США и Россией, есть что-то от детского сада». Случай Джонсена более, чем другие, иллюстрирует, как напряженность в отношениях между США и Россией влияет на работу в различных сферах ООН и подрывает способность организации применять широкий спектр санкций. Будучи одной из пяти держав, обладающих правом вето в Организации Объединенных Наций, Россия уже давно использует свое огромное влияние для защиты собственных интересов. Но, по словам дипломатов, сейчас Россия саботирует более широкий спектр поддерживаемых Западом инициатив, которые выходят далеко за рамки ее основных интересов. При этом некоторые дипломаты говорят, что Россия не единственный негодяй в этой истории. «Мы можем ходить кругами, пытаясь определить, кто прицелился первым, — сказал один высокопоставленный чиновник, — Я не думаю, что здесь есть невиновные». Тем не менее, вражда сыграла на обеспечение Москве стратегического преимущества. Россия — наряду с Китаем — уже давно скептически относится к разумности введения санкций в отношении стран, нарушающих международные нормы. Это осуждение только усилилось с тех пор, как Соединенные Штаты и Европа наложили экономические санкции на Москву в ответ на аннексию Крыма. Пытаясь ударить в ответ, московские дипломаты использовали свой опыт в знании правил и процедур ООН, чтобы помешать поддерживаемым США инициативам в Организации Объединенных Наций. Даже когда Москва и Пекин подписали в Совете Безопасности соглашения о введении санкционных режимов, дипломаты этих стран реализовывали за кулисами различные стратегии, чтобы ослабить способность ООН обеспечивать их соблюдение, блокируя выпуск сообщений о нарушениях документов, урезая бюджеты для следователей ООН и вытесняя технических специалистов, которые предоставляют неудобные сведения. В декабре Россия поддержала действия Ирана по сокращению бюджета команды специалистов ООН, которые контролируют передачу Тегераном оружия и баллистических ракет. Это привело к отказу от услуг немецкого эксперта по ракетам и австрийского специалиста по вооружениям. Их увольнение нанесло удар по попыткам США привлечь внимание к усилиям Ирана по экспорту оружия и ракет в нарушение мандатов ООН.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий