Миссия Джона Болтона (John Bolton) весьма необычна. Новый советник Дональда Трампа по национальной безопасности известен своей жесткой позицией по отношению к России. Когда-то он пригрозил Владимиру Путину, предоставившему убежище в России информатору Эдварду Сноудену (Edward Snowden), что сделает ему «больно». И вот теперь Болтон отправился в Москву, чтобы подготовить встречу американского и российского президентов. Она может состояться на следующей неделе, возможно, даже перед саммитом НАТО в Брюсселе 11 июля. Что Трамп хочет встретиться с Путиным, известно давно. Подготовка к встрече началась как минимум в марте, после переизбрания Путина и поспешного поздравления Трампа, посланного вопреки рекомендациям советников. Тогда президент США пригласил Путина в Вашингтон, но тот, кажется, предпочитает встретиться на нейтральной территории. Австрийские и американские медиа сообщают, что оба руководителя государств могли бы встретиться в Австрии, как когда-то Джон Ф. Кеннеди и Никита Хрущев или Джим Картер и Леонид Брежнев.
Президент РФ Владимир Путин и советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон во время встречи в Кремле. 27 июня 2018 Недавно Трамп огорошил своих союзников на встрече G7 в Канаде, когда без согласования с советниками потребовал вернуть Россию, исключенную из G8 из-за аннексии Крыма. После противоречивого саммита с Кимом Чен Ыном (Kim Jong-un) Трамп, судя по всему, окончательно уверился в своих дипломатических способностях и решил теперь применить их и к Путину. Прежде всего в Европе это вызывает серьезные опасения. Если учесть взаимоотношения между Вашингтоном и Москвой, а также американское расследование предположительных манипуляций России на выборах в США в 2016 году, то неожиданные уступки Путину маловероятны. Но в случае с Трампом они не исключены. Кошмарным сценарием была бы сделка между Вашингтоном и Москвой в обход европейцев, например, договоренность о выходе США из натовских маневров на восточных рубежах альянса. В беседе с Трампом Путин может выдвинуть аргументы, сказав, что участие США в учениях в Восточной Европе — дело дорогостоящее и рискованное с точки зрения безопасности. В качестве компенсации Москва может предложить отказ от проведения учений на западе страны.
Если Трамп пойдет на подобную сделку с Путиным, то сможет презентовать себя как умелого переговорщика, принесшего мир Европе, и как политика, сумевшего принудить к сделке даже хитрого и опасного Путина. Но подобное его решение ослабило бы Североатлантический альянс и, возможно, поставило бы под вопрос его основополагающие принципы. Польша и прибалтийские государства, рассчитывающие перед лицом агрессивной политики России на помощь американцев, оказались бы в повешенном состоянии, не говоря уже об Украине. А вот наступательный потенциал России вряд ли бы ослаб.
Уже саму встречу можно будет рассматривать как успех Путина Если Путин убедит Трампа в выгодности сделки об отмене или хотя бы ослаблении американских санкций в обмен на разрядку напряженности на востоке Украины, то европейцы встанут перед необходимостью сделать аналогичный шаг, и созданный Меркель санкционный союз через четыре года существования может рассыпаться. Однако большинство американских конгрессменов — причем представители всех партий — выступают за антироссийские санкции. Сценарий наихудшего развития событий может показаться маловероятным. Чтобы объявить эту встречу своим успехом, Путину нужно значительно меньше, чем Трампу. В призрачных достижениях он не нуждается. Уже тот факт, что самый могущественный человек мира встречается с ним на равных, да к тому же на нейтральной территории, как с генеральным секретарем Советского Союза, невероятно усилит имидж Путина. Если встреча состоится, то Путин благодаря легитимации Трампом так или иначе приблизится к своим долгосрочным целям — созданию мирового порядка, при котором путинскую аннексию Крыма будут терпеть без санкций, а Европа и США предоставят России полную свободу действий в отношении ее постсоветских соседей. Что думает по этому поводу Трамп, гадает даже его ближайшее окружение. Как говорят, на саммите G7 в Канаде он во время обеда с другими главами государств сказал, что Крым — русский по той простой причине, что там говорят по-русски. Далее Трамп якобы выразил несогласие с оказанием помощи Украине государствами «семерки», потому как она — «одна из самых коррумпированных стран в мире».
Канцлер ФРГ Ангела Меркель разговаривает с президентом США Дональдом Трампом на саммите G7. 9 июня 2018 Правда, внешняя политика правительства Трампа в этом регионе до сих пор была другой. Шесть месяцев назад оно впервые разрешило экспорт противотанкового оружия на Украину. В марте Трамп продлил на год санкции против России, введенные из-за аннексии Крыма. В апреле вступили в силу новые значительные санкции против российских олигархов, повлекшие за собой кратковременное падение курса рубля по отношению к доллару на 4%. Более легкие штрафные санкции против российских организаций, предположительно замешанных в кибератаки против США, были введены две недели назад. Кроме того, США могут ввести в скором времени санкции против европейских партнеров Москвы по строительству газопровода «Северный поток — 2». Такие противоречивые сигналы из США в Москве расценивают как доказательство, что даже американский президент, считающийся дружественно настроенным к России, не в состоянии вести внешнюю политику вопреки Конгрессу и своему собственному правительству. Но если с Трампом не удастся достичь даже символического соглашения, эта встреча все равно будет на руку Москве — и не просто потому, что она состоялась. Путин может воспользоваться саммитом, чтобы в надежде на уступки в санкциях предстать перед европейцами как своего рода анти-Трамп — в отношении сделки с Ираном, Парижского соглашения по климату и «Северного потока — 2», как это было недавно во время его визита к федеральному канцлеру Австрии Себастьяну Курцу (Sebastian Kurz) в Вене. Ввиду размолвки Трампа с ЕС по поводу штрафных пошлин эта путинская тактика может сработать.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий