Катастрофическая война в Сирии приближается к дипломатическому финалу, поскольку Соединенные Штаты, Россия и Израиль вырабатывают соглашение, сохраняющее власть в руках сирийского президента Башара Асада, а Россия в ответ пообещает ограничить влияние Ирана. Сдерживание Ирана стало единственной важной целью администрации Трампа в Сирии, поскольку «Исламское государство» (запрещено в России — прим. перев.) почти полностью уничтожено. Похоже, что президент Трамп готов проводить курс на признание Асада, травящего химическим оружием собственный народ, и хочет бросить на произвол судьбы сирийскую оппозицию, которую США обучали и снабжали. Политика Трампа в Сирии скачет туда-сюда как теннисный мячик. Самой последовательной чертой этой политики является его недоверие к тем военным обязательствам на Ближнем Востоке, которые взяли на себя предшественники Трампа Джордж Буш и Барак Обама. Похоже, что он шаг за шагом отказывается от них. Дипломатические дискуссии о Сирии продолжаются, а Трамп в это время готовится к встрече с российским президентом Владимиром Путиным, которая запланирована на 16 июля. Иностранные дипломаты и чиновники из администрации до конца не знают, какие именно вопросы будут включены в повестку, но сирийская папка наверняка окажется на столе переговоров. Любопытный аспект возможной сделки по Сирии состоит в том, что движущей силой в этом вопросе является тесное сотрудничество между Россией и Израилем. У Израиля, как и у Трампа, довольно узкая цель — заблокировать Иран, и израильтяне как будто поверили, что Путин является надежным региональным партнером. Израильские, европейские и американские эксперты изложили наиболее вероятные элементы рамочного соглашения. В ответ на отказ США от требований о смене политической власти в Сирии Россия поддержит различные меры по сдерживанию иранского влияния, в том числе: • Пользующиеся поддержкой Ирана силы разместятся на Голанских высотах как минимум в 80 километрах от израильской границы. • Израиль с молчаливого согласия России будет наносить удары по опасным иранским целям в Сирии, не причиняя при этом ущерба российским войскам. Израиль в последнее время имеет неограниченную свободу действий при нанесении ударов по секретным иранским базам и препятствует попыткам Тегерана открыть в Сирии второй фронт против Израиля в дополнение к действиям «Хезболлы» в Ливане.
• Армия Асада при поддержке российской авиации будет укреплять контроль на юго-западе Сирии и возвращать пограничные посты на границе с Иорданией. Иордания предпочитает, чтобы Асад контролировал границу, так как это позволит возобновить движение грузового автотранспорта и поможет испытывающей дефицит средств экономике этой страны. Оппозиционным силам на юго-западе очевидно придется самим о себе заботиться, так как их бросят на произвол судьбы. А поскольку к закрытой иорданской границе опять устремились тысячи сирийских беженцев, нельзя исключать, что начнется новая кровавая расправа над оказавшимся в западне гражданским населением. • Российская военная полиция будет патрулировать районы юго-западной Сирии, а возможно, и другие территории в попытке их стабилизации. Но один европейский дипломат предостерегает, что расчет на российские войска как на гаранта безопасности основан «не на реальности, а на ложном оптимизме». Соединенные Штаты пока сохранят свой гарнизон в Эт-Танфе на юге Сирии, чтобы помешать продвижению иранских сил. • Россия и режим Асада постараются усилить свое влияние и поддержку сирийским курдам на северо-востоке Сирии, где те успешно взаимодействовали с американским спецназом в борьбе против «Исламского государства» и за восстановление стабильности. Американское командование надеется, что войска США смогут остаться там еще года на полтора или дольше. Однако Трамп проявляет нетерпение, и хочет завершить их миссию. Лидеры сирийской оппозиции полностью разочаровались в готовящейся сделке, а один из них предупредил меня, что «предательство» Америки создаст благоприятную почву для будущих джихадистских движений. Европейские страны, ставшие ключевыми тайными союзниками оппозиции в Сирии, очень сомневаются в том, что антииранский план сработает. «Британия и Франция предупреждают США, что Россия вряд ли обладает достаточной силой, чтобы заставить иранцев покинуть районы, которые они сейчас контролируют», — сказал мне один европейский дипломат. Готовность Трампа пойти на уступки России в Сирии и отказаться от завоеванных с большим трудом побед тревожит многих руководителей из Пентагона, но в этом споре они проигрывают. Сегодня, когда Путин готовится к саммиту с Трампом, стоит сделать паузу и задуматься о том, насколько умело и ловко он разыграл свои карты. Россия становится незаменимым региональным игроком и уравновешивающей силой, играя ту роль, на которую гордо претендовали США. России как-то удается сохранять добрые отношения и с Ираном, и с Израилем, а кроме этого она укрепляет связи с Саудовской Аравией и с Объединенными Арабскими Эмиратами, ведет переговоры с сирийскими курдами и с их злейшими врагами турками. У Путина репутация громилы из КГБ. Но его сирийская стратегия вызывает воспоминания о китайской заповеди: покорить врага, не вступая с ним в бой. Путин с минимальными потерями занял решающие позиции в Сирии — а почтительный Трамп сегодня готов подтвердить его победу.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий