Всегда наготове Вторжение и захвата Россией украинского полуострова Крым и дальнейшая гибридная война в Донбассе побудили Эстонию, Литву и Латвию — бывшие советские республики и нынешние члены НАТО — серьезно задуматься об угрозе военного вмешательства России на их территории. «Результатом российской агрессии на Украине стало возобновление интереса к НАТО и его функциям защищать свои территории», — считает Тон ван Лун, отставной лейтенант армии Нидерландов. Так он написал в своем отчете для Объединенного центра компетенции воздушной силы, работающего при поддержке Альянса. Чтобы противостоять российской военной угрозе, в 2016 году НАТО инициировало ротацию четырех крупных боевых групп в Прибалтике. Около 800 военнослужащих из их числа направили в Польшу, еще несколько группировок — в горячий регион Черного моря. Сама НАТО оценивают такую ротацию как «крупнейшее подкрепление за последнее поколение существования Альянса». В рамках реализации собственной программы противостояния России, этой зимой США также разместили своих военных в Эстонии. В увеличении количества войск США и НАТО в Эстонии и других странах Москва видит угрозу для национальной безопасности России. И, соответственно, пристально следит за иностранными военными с помощью разведки, которая в свою очередь ищет всякий повод скомпрометировать американское присутствие.
Полевые тестирования Многие из своих современных военных и шпионских тактик Россия испытала на территории боевых действий на Украине. Российские военные силы, размещенные на Донбассе, пытались повлиять на украинских солдат, заглушая сигнал их телефонов. К тому же, представители российских вооруженных сил массово отправляли украинским военным сообщения, побуждая тех проявить себя. В ответ военные командиры Украины ограничили использование мобильных телефонов в рядах фронтовиков. По словам экс-главы СБУ Валентина Наливайченко, накануне агрессии в 2014 году российская разведка заложила свои «жучки» практически в каждой властной структуре Украины, включая парламент, СБУ и Министерство обороны. В военных нуждах Россия также активно использовала телефонные сети и другие каналы коммуникации.
«В начале вторжения первой задачей русских было захватить телестанции и компании мобильных операторов, чьи офисы расположены в Луганске, Донецке и Крыму, — вспоминает Наливайченко начало российского вторжения. — С целью контролировать местную связь, они получили данные этих компаний и заменили их аналогичными российскими». То же самое Россия уже провернула со смартфонами некоторых представителей НАТО, расположенных в Прибалтике. Командование США предвидело подобные шаги, а потому заранее попросило своих военных ограничить пользование мобильными телефонами. Молодежная культура интернета, смартфонов, популярность соцсетей и мобильных приложений для знакомств дала новое дыхание советской разведывательной технике, известной под кодовым названием «Медовый горшок». Этот прием имел целью втянуть шпионов в какие-то сексуальные интрижки, которыми впоследствии можно было бы шантажировать. «Тактика «Медовый горшок» работала до, во время, а также после холодной войны, — рассказывает эксперт Линдси Моран, экс-сотрудник ЦРУ. — Вооруженные силы США знают об этом, хотя и неизвестно, рассматривают ли они мобильный сервис для знакомств, как серьезную угрозу.
Социальная инженерия Гибридная военная кампания России против Украины не брезгует кибероружием. Основываясь на информации профиля в соцсети, хакеры заносят вирусы в компьютеры отдельных людей. «К планированию таких операций Россия привлекает психиатров, ученых и неврологов», — утверждает Дмитрий Шимкив, заместитель председателя президента Украины по вопросам координации реформ, инноваций и управления изменениями в Администрации президента. В кибермире такую тактику называют «социальной инженерией»: она предполагает психологическое манипулирование людьми с целью осуществления определенных действий или обнародования конфиденциальной информации. Вооруженные силы США на страже таких манипуляций. «Фейковые онлайн-профили, контролируемые иностранными противниками, уже успешно поймали сотни работников Министерства обороны, среди которых есть и наши люди», — сообщают в офисе специальных расследований Военно-воздушных войск США. Сейчас в штабе не готовы рассказывать об особенностях тренингов по противодействию киберугрозам и другим шпионским тактикам, но уверяют — в последние годы, с ростом активности России и Китая, такое направление подготовки кадров стало доминирующим.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий