Несмотря на огласку в СМИ, мошенничества со стороны автосалонов растут невиданными темпами. Как не попасться на удочку, разбирался «МН».
Галина М. приехала за автомобилем в Москву из Ростова в 2013 году. Дальше - по известной схеме. Подписала предварительный договор на 566 тыс. рублей, внесла 10%, потом появился договор купли-продажи на 785 тысяч.
«Я стала ругаться с ними. Они - сейчас выясним. Разбирались до ночи. Потом сообщили: это страховка банка, вы можете потом от нее отказаться», - вспоминает пострадавшая.
Она пыталась угрожать полицией. Но в автосалоне в ответ пообещали «разобрать машину на запчасти» и даже начали угрожать физической расправой. Муж испугался: мол, я же не Шварценеггер, их тут пятнадцать человек».
Не мытьем, так катаньем продавцы вытрясли из своих жертв 600 тыс., а за оставшимися деньгами муж Галины помчался в Ростов. Потом супруги поехали в банк, чтобы отказаться от страховки. Однако оказалось, что никакой страховки в договоре вовсе не было.
Придя в себя, Галина М. написала заявление в УБЭП и потребовала возбудить против обидчиков уголовное дело по факту вымогательства и мошенничества. И одновременно подала заявление в гражданский суд. Но и там и там - отказ. Дошла уже до Верховного суда, однако и он встал на сторону автосалона.
«Писала и депутатам, и президенту - все возвращается в одно и то же ГУВД. Они выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, потом я его обжалую в прокуратуре, они заново рассматривают, заново выносят отказ, и так по кругу», - говорит Галина.
В полиции ее же и обвиняют: «Говорят, вы лоханулись, а мы что, должны теперь бегать и преступников искать?» Такой вот у полиции нынче подход к правопорядку. Кстати, оба договора - и предварительный, и основной - у пострадавшей имеются. А по закону отличаться они не должны.
Автоэксперт Василий Кисенков предупреждает: мошенников на авторынке становится все больше и больше: «В кризис прибыли упали, поэтому все находятся в поисках наживы. А покупатели из-за кризиса стали экономить каждую копейку, ищут, где подешевле».
Скупой, как известно, платит дважды. По словам Василия Кисенкова, сама схема появилась еще в 2008 году, после того как государство запретило продавать автомобили за доллары: «До этого указа автосалоны только на разнице валют могли зарабатывать на каждом автомобиле по 100-200 тыс. рублей». С тех пор предварительные договоры стали распространяться повсеместно.
Советы от автоэксперта Василия Кисенкова:
1. Покупать новое авто лучше у официального дилера. Сейчас много мелких автосалонов, которые предлагают те же автомобили по более низкой цене, скорее всего, это мошенники.
2. С подержанными авто ситуация сложнее. Этот рынок никак не регулируется производителем. Но многие официальные дилеры выкупают подержанные машины и выставляют их на продажу либо берут на реализацию. Цена может быть выше, чем в мелких автосалонах, но зато надежнее.
3. Узнайте в автосалоне, каков его уставный капитал. Сегодня у большинства автосалонов он не превышает 10-20 тыс. рублей. Так что если вы у такого автосалона что-то и отсудите, то вряд ли он сможет с вами расплатиться. Сведения об уставном капитале есть в открытом доступе в интернете - достаточно набрать точное название ООО, его ИНН, ОГРП. У официальных дилеров уставный капитал может составлять миллиарды рублей.
4. Внимательно читайте предварительный договор. Чаще всего пострадавшие ничего не могут доказать в суде, потому что в предварительном договоре указано, что существует некое «приложение 1». А там может быть написано, например, что эту разницу в 250 тыс. рублей покупатель обязуется выплатить в качестве комиссионного вознаграждения автосалону.
5. За 3 тыс. рублей можно обратиться за консультацией к специалисту по подбору автомобилей. Они знают все злачные места в городе, где и у кого не стоит покупать. Такие же услуги оказывают специалисты по диагностике.