Independent-press.ru | РИА "Независимая пресса" - независимые новости со всего мира
 
  • 13:17 – Всероссийская практическая конференция "Земельно-имущественные и градостроительные отношения: изменения 2023-2024" 
  • 22:21 – В Пятигорске обучили преподавателей и специалистов вузов из Донецкой и Луганской народных республик 
  • 08:10 – Патриотизм: вымирание и безысходность Украины 
  • 19:34 – Оскопление памяти. Киев заставляют забыть, кто его освободил от нацистов 
2022

«Большая игра» на границах России. Станет ли российский Крым турецким?

«Большая игра» на границах России. Станет ли российский Крым турецким?

Есть два «вечных» российско-крымско-турецких вопроса, непосредственно касающиеся Украины и рождающие у нее ненужные иллюзии: «Признает ли Турция Крым российским?» и «Будет ли Турция воевать с Россией за Крым?». Ответы на оба – умеренно негативный: «нет, никогда», но при определенных обстоятельствах «да, возможно».

С первым вопросом все вроде бы понятно: с момента завоевания Османской империей Крыма в 1475 году и до потери ею полуострова в 1783 году он даже официально был либо полностью турецким, либо вассалом Стамбула. За исключением разве что 9 лет после Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года, когда Крымское ханство номинально было независимым от всех.

Последний раз, когда турецкие военные вторглись в Крым и пытались его отвоевать, была Крымская война 1853-1856 лет. Российская империя ее официально проиграла, но Крым к османам все равно не вернулся. И в последней войне – Первой мировой 1914-1918 годов, когда опять -- в последний раз -- скрестили штыки Российская и Османская империи Крым как театр военных действий уже не фигурировал.

Однако в турецкой политической мифологии и идеологической парадигме Крым был есть и будет оставаться турецким. Хотя бы потому, что его коренным народом считаются крымские татары, чьи представители и потомки в самой Турции исчисляются миллионами. Их там гораздо больше, чем, собственно, в Крыму. И турецкие крымтатары, разумеется, жаждут «воссоединения с исторической родиной».

В последний раз Крым о том, что Крым – турецкий, намекнул 67-летний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в сентябре 2021 года выступая не 76-й сессии Генассамблеи ООН. Да-да, не российский после 2014 года и не украинский до этого, а именно турецкий. И это уже давно геополитическая данность – с этим не согласны официально ни Киев, ни Москва, но и Украина, и Россия согласны с ним по умолчанию. И выстраивают сотрудничество с Турцией, обходя скользкий вопрос. 

Украине достаточно заявлений Анкары (читай – Эрдогана), что Турция признает территориальную целостность и нерушимость границ Украины, а также продает беспилотники «Байрактар». А Россия абсолютно прагматично выстраивает чисто экономическое и даже военное (продажу Турции российских зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-400) сотрудничество, не настаивая на политических разногласиях. Ну, и президент Эрдоган крутится между Россией и Украиной, а также ЕС и США, как уж под вилами лавируя между возникающими претензиями и опасностями.

Но и признание Анкарой нынешнего крымского статус-кво (в составе России) тоже чисто теоретически, если хотите, даже гипотетически возможно, как минимум, в двух случаях, лежащих, так сказать, на геополитической поверхности. Во-первых, когда Турция окончательно рассорится с коллективным Западом и тот начнет ей серьезно угрожать так, что понадобятся новые мощные союзники. Если в качестве такого союзника Анкара увидит Россию, то она и может попробовать завлечь Москву признанием Крыма российским.

Во-вторых, в качестве взаимного обмена признаниями: Россия признает турецким Республику Северного Кипра, а Турция в качестве геополитического алаверды соглашается с тем, что Крым – российский. 

Вопрос же участия Турции в войне с Россией за Крым тоже нельзя сбрасывать со счетов. И тоже по двум причинам. Первая: Турция – как ни крути, а часть коллективного Запада, во всяком случае – член НАТО. И вольно или невольно просто-таки обязана участвовать в стратегии Запада по хаотизации обстановки и создания сплошной зоны нестабильности по всему периметру границ России, объявленной противником и даже врагом. 

Сегодня уже можно констатировать, что за исключением разве что участков границы с Китаем, Монголией и Северной Кореей на востоке все остальные границы потенциально взрывоопасны. Даже водные в Арктике, на которую Запад навострил лыжи и намылился отобрать ее у России аж бегом. И даже в Белоруссии, которая является частью Союзного с Россией государства, но именно в этом качестве является объектом пристального внимания и объектом для провокаций со стороны Запада и покорной ему неонацистской Украины.

В этом же ряду военно-политическая «Большая игра», которую коллективный Запада с новой силой и с помощью Турции уже пытается возобновить против России в Средней Азии, на Ближнем Востоке и на Кавказе. Последние примеры: 

а) карабахская война между Азербайджаном и Арменией, закончившаяся усилением влияния Турции в этом регионе; 

б) попытки натравить победивший в Афганистане запрещенный в России Талибан на страны Средней Азии, являющейся в этом регионе мягким подбрюшием России; 

в) нынешнее военное обострение на иранско-азербайджанской границе, начавшееся с банального фехтования на военных учениях – «Покорители Хайбара» в Иране и азербайджано-турецкие тактические учения под эгидой «Нерушимое братство-2021» Нахчыванской Автономной Республике Азербайджана. Стороны начали угрожающе бряцать оружием и угрожать уничтожением Армении – стратегического союзника России в этом регионе. А началось все банально – с того, что в начале сентября Азербайджан стал препятствовать поставкам иранского топлива в Нагорный Карабах: останавливать грузовой транспорт из Ирана, который следовал в Степанакерт, и взимать плату за проезд с каждого водителя. В ответ на торговые препятствия, чинимые Ираном.

Вот стороны и начали «обучать» свои войска, чтобы показать друг другу серьезность намерений. А это чревато, повторяю, новой войной в Закавказье, а потом, не исключено, и по всему Кавказу. Если, конечно, Россия не вмешается. Но именно ее и пытаются втянуть в военное противостояние главные по «Большой игре»

Вторая причина – еще более прозаична и идеологична, а значит, фактически вечна. Эрдоган уже давно обуян идеей воссоздания Великой Турции или Великого Турана – государства, объединяющего всех жителей тюркоязычных стран. Официально или полуофициально в разряд таковых относят, кроме Турции, Азербайджан, Северный Кипр, Казахстан, Киргизию, Туркмению и Узбекистан. Тюркоязычные автономии есть в Китае (помимо Синьцзян-Уйгурского автономного района – СУАР, округа и уезды есть и в других китайских провинциях), в Молдавии (Гагаузия), в Иране, Ираке, Монголии и особенно в России (Республика Алтай, Башкортостан, Дагестан, Чувашия, Татарстан, Крым, Хакасия, Тува-Тыва, Якутия-Саха). Есть так же анклавные территории, где живут тюркоязычные, в Боснии и Герцеговине, Болгарии, Грузии, Греции, Румынии, Северной Македонии, Сирии, Таджикистане, Украине и Венгрии.

Вот на них и рассчитана идея пантюркизма или османизма, так как многие их указанных территорий в свое время были частью Османской империи. На другие территории Турция зарится в раже будущего геополитического роста.


Более того, сама идея пантюркизма, как известно, родилась именно в Крыму. Как некая националистическая доктрина необходимости политической консолидации всех тюрков планеты на основе их этнической, культурной и языковой общности. «Единство в языке, мыслях и делах», -- так сформулировал ее один из родоначальников и разработчиков идеи Исмаил Гаспринский, очень популярный и влиятельный в XIX веке крымскотатарский интеллектуал, просветитель, издатель и политик. В отличие, например, от панисламизма, пантюркизм – доктрина светская и может привлечь в свои сторонники самые разные круги тюрков. Как, собственно, и панарабизм или панславизм.

Потенциальная же опасность пантюркизма и заключается в том, что инициаторы указанной выше «Большой игры» могут играть на противоречиях между Турцией и Россией, на среднеазиатских противоречиях между республиками этого региона, на конфликте между Азербайджаном и Арменией за Нагорный Карабах, на стремлении панисламистов сделать пантюркизм составной частью своей доктрины и использовать для продвижения ислама и законов шариата на новые территории в той же России. Условно говоря, коллективному Западу глубоко плевать на то, кто будет противостоять России – пантюркистский султан (хан, эмир) или панисламистский халиф.

Все это объективно может провоцировать военное противостояние, в которое могут быть втянуты и Крым, и Украина.  Особенно если Россия даст слабину, а у Киева особо маниакально возрастут иллюзии насчет военного возращения Крыма себе. Несмотря на риск того, что в этом случае ей, как говорят сегодня, может прилететь и от России, и от Турции. Потому что ни одна из них от Крыма не окажется.


6 октября 2021 г. Москва. Владимир Скачко





Оставить комментарий


Загрузка...

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
*
  • Сегодня
  • Комментируют
  • Читаемое
Загрузка...
ActionTeaser.ru - тизерная реклама