Forbes включил музей одной картины в список шести уникальных музеев мира
Кража века: из старинных книг в Эрмитаже исчезли более 200 листов
В Кувейте появится свой Эрмитаж
В Москве открылся ежегодный Международный фестиваль «Интермузей».
Этот праздник культуры не имеет аналогов в мире. В этом году здесь представлено около 400 собраний со всей России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В рамках фестиваля директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев Михаил Пиотровский встретился с журналистами ведущих СМИ России, среди которых был и первый заместитель главного редактора «Мира новостей» Андрей Авдонин.
- Очень многое из того, что музеи делают, общество не понимает. Мы занимаемся своим делом, и у нас больше разногласий не с властью, а с толпой. Если властям можно что-то объяснить и договориться, то с толпой это очень тяжело. А главное - толпа обижается больше, чем власть, - сказал среди прочего глава крупнейшего музея России Михаил Пиотровский. - Что касается всеобщей встречи на «Интермузее», то я рад, что у сотрудников музеев есть возможность изучить опыт коллег по созданию наиболее комфортных условий для посетителей, познакомиться с новейшими техническими разработками, которые потом можно использовать у себя.
Для любой страны есть два определяющих понятия: храм и музей. Экономика, политика, все остальное может меняться. Но значение этих двух культурных явлений огромно. Музеи держат страну.
На вопрос о том, как сделать просветительскую функцию журналистики более эффективной, Михаил Борисович ответил:
- Я думаю, что надо применять такие журналистские приемы, в том числе острые заголовки, чтобы привлекать людей к действительно важным с точки зрения культурной информации материалам. Было бы хорошо, если бы мы смогли подключить журналистов к решению проблемы, кто, как и где может учить и просвещать, потому что есть лицензии, тысячи всяких правил, которые затрудняют просвещение в стенах музеев. Выполнить их невозможно, и тут начинается коррупционная игра: то, что невозможно сделать без денег, можно сделать за взятку. Музейное обучение должно иметь такие же права, если не большие. Потому что все, что рассказывается в школе, можно посмотреть в компьютере. А то, что рассказывается в музее, ни в каком компьютере посмотреть нельзя.
Судить об успешности музеев по посещаемости нельзя: одним надо, чтобы было меньше народу, другим - чтобы больше. Должны быть качественные оценки, существует система рейтингов. Сейчас есть, например, рейтинги репутации, сделанные голландцами, и нам приятно, что мы здесь среди первых, Британский музей идет после нас. Репутация должна быть в основе оценок качественных успехов музеев.
- В последнее время в Москве были две яркие выставки Айвазовского и Серова, которые в прессе получили многочисленные комментарии. Их посетили первые лица, после чего отмечался всплеск посещения выставок публикой. А есть ли у вас пиар-акции, чтобы не только в летнее, но и в осенне-зимнее время в Эрмитаж стояли очереди, как в Лувр, или вы считаете достаточным то, что есть? - прозвучал вопрос «Мира новостей».
- Очередь - это еще не главный показатель, и ничего хорошего в очереди нет, у нас к тому же очередь еще и оттого, что пальто надо снимать в холодные сезоны. По нашим подсчетам, не считая пожарников, до 7111 человек в день посещают Большой Эрмитаж.
Что касается упомянутых выставок, феномен Айвазовского не очень понятен, честно говоря, потому что Айвазовский есть во всех музеях России в большом количестве. Феномен Серова понятен, но тоже не до конца, и дело не в том, что первые лица пришли...
Вот у нас Макрон пришел в Эрмитаж, но очередь от этого больше не стала. Мы стараемся делать выставки «залпом», сразу по несколько и на любой вкус. Мы, конечно, делаем полный набор рекламных акций, но при этом соблюдаем достоинство. Мы устраиваем интеллектуальные марафоны и мероприятия молодежного центра, чтобы лучше понять, где у людей совпадают интересы и вкусы, а где мы можем подсказать, если не навязать...
Мы стараемся анализировать все основные тенденции и считаем анализ лучше пиара. Надо ведь не просто заманивать людей, даже хороший скандал не всегда заманивает, надо давать им выбор, просвещать их, увлекать в мир культуры.