Телеканал «Россия-1» закончил показ сериала «Кровавая барыня» о помещице Дарье Салтыковой, вошедшей в историю как жесточайшая убийца сотни с лишним крепостных крестьян. Так ли было на самом деле, как показали?
Авторы ленты сняли с себя ответственность за возможные неточности фразой-титром в начале каждой серии, показанной на весь экран: «Мы следовали духу, а не букве истории». По словам режиссера Егора Анашкина, главной целью было показать нравы помещичьего сословия того времени. Хотя на самом деле нравы были совсем не такими, отмечают историки.
- Многое преувеличено, эпоха показана нарочито мрачной. Было совсем не так. Не случайно время правления Екатерины II называли золотым - депрессии, печали в обществе точно не наблюдалось, - замечает историк, автор нескольких книг об эпохе Екатерины Великой Алексей Шишов. - Помещичество не было жестоким и диким. Наоборот, очень набожным, причем в одинаковой степени мужчины и женщины. «А как оценит Господь? И что обо мне подумают соседи?» - приблизительно так думал каждый человек, прежде чем совершить какой-либо поступок. Люди заботились о своем, как бы сказали сейчас, имидже.
- Дворовых (то есть крепостных) не обижали, - продолжает наш собеседник. - Наоборот, лечили, всячески помогали. И несли ответственность за каждую семью и каждого крепостного перед Богом и людьми. Помещик - примерно как «отец родной» для всех крестьян. А описанные в русской литературе страшилки, якобы издевательства над крестьянами, - это единичные случаи, нонсенс.
Скажем, в период Пугачевского восстания (описанного Пушкиным в «Капитанской дочке» весьма недостоверно), лидер которого хотел освободить крестьян, сами крестьяне отражали атаки пугачевцев, защищая своих помещиков, причем не по приказу, а по доброй воле. Крестьяне в подавляющем большинстве были вполне довольны своей крепостной жизнью и совершенно не хотели «освобождаться от гнета».
- Но ведь была же Салтычиха, это же абсолютно реальный персонаж.
- Она была больным человеком, с психическими отклонениями. К сожалению, в те годы садизм и другие расстройства личности были мало изучены. Когда деяния Дарьи Салтыковой вскрылись, то случился форменный скандал на всю страну, это был случай из ряда вон. В духе богобоязненной эпохи было решено, что в несчастную женщину вселился бес. Во всех монастырях молились за ее душу и за души погубленных ею крепостных.
В картине причиной помешательства Салтычихи вывели болезнь, передавшуюся от матери, а неким «спусковым крючком» заболевания - несчастную любовь. Полюбила Сергея Салтыкова, но замуж отдали за его родственника Глеба. Сергей же достался императрице Екатерине Второй, стал ее фаворитом.
- Тут авторы сериала, конечно, дали волю фантазии, - улыбается историк Шишов. - Глеб и Сергей Салтыковы хоть и принадлежали к одной фамилии, но близкой родней не являлись. Сергей действительно был фаворитом царицы. Как отмечали современники, очень красивый мужчина. И необыкновенно скромный: никогда ни о чем Екатерину не просил, отказывался от ее царственных подарков. Он не был в чем-либо выдающимся (как, например, еще один фаворит - князь Потемкин, видный государственный деятель), довольствовался своей скромной ролью «при Екатерине».
Нет каких-либо свидетельств, указывающих на то, что Сергей Салтыков когда-либо был знаком (а тем более состоял в близких отношениях) с Салтыковой Дарьей. Вероятнее всего, они даже не встречались.
Современные психиатры, скорее всего, поставили бы Салтыковой диагноз «шизофрения». И она бы оказалась в лечебном учреждении, а не в заточении, куда ее поместили в наказание за издевательства над крепостными и где «кровавая барыня» прожила 33 года, а умерла в 70 с лишним.
Любопытный факт: на одну из мужских ролей приглашали Сергея Маковецкого. Но он отказался, считая, что кино про женщину-маньяка не его уровень.
А вот продюсер Илья Неретин уверяет, что снимали не о «маньячке».
- Мы не хотим защищать героиню и тем более не стремимся вызвать сочувствие к ней. Это прежде всего история перерождения, - комментирует он. - Ведь кровавая Салтычиха когда-то была ребенком, маленькой девочкой. Что произошло с ее душой? Как получилось, что живые люди стали для нее игрушками, которые можно «ломать», калечить и уничтожать?
Однако любой психиатр сказал бы, что искать логику в поступках больного человека, тем более причины жестокости, бесполезно.