Помните веселый стишок Эдуарда Успенского: «Птичий рынок, птичий рынок... Золотым июньским днем между клеток и корзинок ходим с папою вдвоем»?
А положение меж тем невеселое: знаменитая «Птичка», и так вытесненная с Таганки на МКАД, может вообще уйти в прошлое...
Старожилы «Птички», как исторически называют зоорынок, недавно написали открытое письмо правительству Москвы. Жалуются на дороговизну автостоянки (200 руб. в час в выходные, когда идет самый наплыв посетителей), на неухоженные, но тоже платные туалеты, на выросшую почти вдвое арендную плату за торговое место и некий вступительный взнос в 150 тыс. руб., что почти всех местных торговцев живностью ведет к разорению.
...Добраться до нынешнего птичьего рынка - целая история. Некогда славное место обмена и продажи пернатых, хвостатых и косматых теперь в изгнании и напоминает бедного родственника. Рынок находится на отшибе огромного торгового комплекса «Садовод» (14-й км МКАД, ехать автобусами от метро «Люблино»). А в «Садоводе» главное - это вещевой рынок с дешевым ширпотребом, новый «Черкизон». Остальное - балласт.
Напомним, что на территории «Садовода» птичий рынок находится более 11 лет. Его переезд сопровождался громкими скандалами, когда продавцы и любители животных пытались перекрывать дороги и выходили на митинги. Однако знаменитая «Птичка», воспетая не одним поколением литераторов, все же была закрыта «в связи с его неудовлетворительным санитарно-техническим и противопожарным состоянием».
Сегодня, заходя в огромный птичий ангар (а базары вне капитальных строений по законам Москвы вот уже несколько лет под запретом), понимаешь, что сделать его отапливаемым очень сложно и очень дорого. Поэтому зимой на рынке совсем пустынно. В редких крытых павильончиках со своими обогревателями скучают продавцы чаще всего товаров для разведения рыбок. Знакомимся с Олегом Б., который работает здесь уже 7 лет.
- С каждым годом покупателей все меньше, - хмуро делится наболевшим мужчина. - Сказать откровенно, так вообще почти нет людей, особенно в холода. Ну кто сюда так далеко поедет! Тем более что многое можно купить чуть ли не в шаговой доступности от дома - в специализированных отделах или зоомагазинах. Вот и нет у нас выручки.
Тем временем ходят упорные слухи о том, что птичий рынок хотят либо вообще ликвидировать, либо снова перенести.
- По моим наблюдениям все к тому и движется, - соглашается Олег. - Вот тут были еще недавно ряды, стояли в основном бабушки, продавали всякую нужную для домашних питомцев мелочевку, корма. Теперь ставят крытые павильончики по несколько квадратных метров. Если пенсионер платил в среднем 3 тыс. рублей за место в месяц и торговал, когда ему было нужно и выгодно, то теперь аренда, говорят, подскочит чуть ли не до 5 тысяч за «квадрат».
На мой взгляд, это чистый корыстный расчет ТК «Садовод» - ждут, что эти места займут гости города с вьетнамско-корейско-китайскими шмотками. Ведь на вещевом, я слышал, до 300 тысяч за торговую точку платят. Как говорится, ничего личного - только бизнес.
Идем по ангару дальше: закрытые тряпьем и брезентом точки торговли, какой-то хлам, строящиеся павильончики, редкие фигурки людей, тоскующие продавцы... Разговорились со старинным покупателем, забредшим сюда в этот серый понедельник:
- Мне 62-й год, я коренной москвич, на птичьем рынке с 1994 года. И вот ушел. Многие ушли. Ведь это был кусочек души Москвы. С детства ездил на Таганку, а теперь грустно: большие площади, редкие покупатели, ни торговых рядов, ни гуляющих и приценивающихся толп, как раньше. Все уперлось в деньги.
Рыболовы, например, делали как: когда сезон заканчивался, они бросали место и уезжали до весны. Сейчас этого будет сделать нельзя - построенные павильоны надо будет постоянно оплачивать. А с чего? Крытые помещения в среднем до 20 квадратных метров: откуда брать деньги на аренду в межсезонье? Убивается сама идея рынка!
Не только в Москве, во многих городах у аквариумистов, птичников, собачников были свои рыночные места, торговые ряды. Это особый мир, своеобразная культура, аура, специфическая клубная атмосфера. Вовлеченные в нее люди общались, покупали, продавали, менялись. Ну с чем можно сравнить?
Да хотя бы с культурой игры в шашки и шахматы в парках и скверах, которая предоставляет бесценную возможность общаться людям среднего и старшего возраста. Не все ж сидеть перед телевизором! Почему же людей целенаправленно лишают остатков живого общения?
«Душевность заменят торговлей. Для многих это был дополнительный заработок, прибавка к пенсии. Мне жаль горе-руководителей, которые сейчас говорят о цивилизованной торговле, а завтра получат поколение не умеющих заботиться не только о своих питомцах, но и о близких. Весьма слабая перспектива для развития зоорынка таким образом. Это больше похоже на удавку конкуренции и в дальнейшем жесткую монополию», - делится наболевшим интернет-блогер Александр Санду.
Правда, раздаются голоса и противников такой формы торговли. «Почти все зоотовары в интернет-магазинах дешевле и доставка обойдется, как стоянка авто на «Садоводе», - считает некто Вадим М. Если не вспоминать о душевности, традициях и общении, то смысл в таком подходе, разумеется, есть.
Между тем, эксперты говорят, что даже сегодня, при всех мытарствах и перестройках, по ассортименту аквариумных рыбок, водорослей, улиток, лягушек, птиц, домашних грызунов птичий рынок занимает лидирующее положение. Но ситуация критическая, особенно если судить по письму на имя мэра Москвы Сергея Собянина от инициативной группы птичьего рынка.
Люди пишут:
«Уже исчезли из продажи куры редких русских пород: орловская ситцевая, юрловская голосистая, пеструшка тверская (выносит морозы до минус 40), ярославская яйценоска. Исчезли поросята вислоухие черные, пятнистые мясные (это русские породы).
Планомерно уничтожаются и аквариумные рыбки российских производителей. Коммерсантам легче купить китайских, сингапурских рыб с их болезнями и продать их здесь, заражая исконно русскую рыбу, чем вырастить свою. И московские производители вынуждены сворачивать свое аквариумное хозяйство, так как не могут конкурировать с ценами Китая и Сингапура...
Администрация рынка закрыла торговлю домашними цветами, курами и поросятами».
Три года назад в департаменте торговли и услуг Москвы журналистам заявляли: «Птичьему рынку предстоит серьезная перестройка. На его месте будет построено новое капитальное здание. Сейчас же он функционирует как специализированная ярмарка».
Увы, наша поездка на «Птичку» лишь подтвердила опасения авторов письма. Если прислушиваться только к коммерсантам, не учитывать мнения общественности и экспертов, то очень скоро местные продавцы не смогут порадовать москвичей ни видом породистых сахарных белок, выращенных в московских квартирах, хамелеонов, рожденных в террариумах на балконе, селекционных гуппи и сомов, ни уникальными российскими курами, голубями, кроликами, грызунами, поросятами и козами.