Ученые: вес ребенка при рождении влияет на его будущую успеваемость
Арнольд Шварцнеггер пригрозил лишить сына наследства из-за любви
Родители бросили труп младенца у магазина
Общественная палата РФ выступает за введение уголовной ответственности за похищение ребенка одним из родителей. Стоит ли сажать за кражу собственного ребенка за решетку?
В Общественной палате считают, что необходимо решать вопрос с «семейным киднеппингом». Сегодня эта проблема законодательно почти никак не регулируется. Решать, с кем останется ребенок, должен суд, однако никакого наказания за неисполнение решения суда не предусмотрено.
Так, годовалую дочку Алины Б. муж похитил в 2011 году, с тех пор о ребенке ни слуху ни духу. Объявлять мужчину в розыск правоохранители отказываются - ведь похищение родного ребенка не подпадает ни под одну статью УК РФ. Разыскать похитителя поручено приставам, но они в этом деле пока не преуспели.
У Юлии Е. ситуация еще драматичнее - экс-супруг также похитил ребенка несколько лет назад, но местонахождение его известно. Тем не менее, когда женщина приходит к бывшему мужу с судебными приставами, исполнять решение суда приставы отказываются. «Отец учит ребенка, чтобы он отказался от меня во время процедуры передачи. Поэтому приставы говорят: «Вы не видите, ребенок с вами не хочет разговаривать» - и уходят», - жалуется женщина.
Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова анонсировала внесение изменений в российское законодательство. Сегодня, по ее словам, «проблема состоит в том, что заявление от пострадавшего родителя в полицию не принимается, потому что это не похищение».
В России даже существует общественное движение «STOP киднеппинг», объединившее сотни мам, у которых бывшие мужья выкрали детей. Обратные ситуации, когда мать выкрала ребенка у отца, для России пока редкость - по решению суда ребенок обычно остается жить с матерью.
По словам заместителя начальника Управления организации исполнительного производства Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Дмитрия Желудкова, сегодня в службе находится более 800 исполнительных дел о передаче ребенка второму родителю. Причем треть детей невозможно вернуть - либо не установлено их местонахождение, либо сам ребенок отказывается идти ко второму родителю. «Мы не можем оказывать физическое воздействие на ребенка, исполняя решение суда», - констатировал Желудков.
В Общественной палате уверены: введение уголовной статьи за кражу собственного ребенка упростит его розыск и возвращение тому родителю, с которым должен остаться ребенок по определению суда.
Однако далеко не все относятся к этой инициативе положительно. «У нас в практике был случай, когда мать сама отдала ребенка бывшему мужу на несколько дней, а потом написала заявление в полицию, что он его украл. Сейчас, когда нет уголовной ответственности, дело закончилось ничем. А иначе он мог бы загреметь на реальный срок. Подобная статья станет инструментом в руках женщин, желающих наказать бывших мужей и отомстить им, поэтому мы против изменений в УК», - считает глава Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст.
Предлагаемые изменения, по ее словам, списаны с западного законодательства - там за похищение собственного ребенка предусмотрены реальные тюремные сроки. «За границей драконовские законы, там уже кучу наших россиянок пересажали, - продолжает Мария Баст. - На Западе как раз ребенка охотнее оставляют отцу, как более обеспеченному, чем нашим иммигранткам. Одна наша соотечественница недавно обратилась за помощью: вышла замуж в Канаду, он отобрал у нее детей после развода, она их выкрала, везла в Россию - в Канаде остановили, посадили на два года. Аналогичный случай - в Германии».
По мнению Баст, уголовная статья не сможет решить проблему «семейного киднеппинга» в России.
Но, как бы то ни было, все эксперты признают несовершенство законодательства в этой сфере. К сожалению, у нас отсутствует закон, устанавливающий ответственность одного из родителей, силой отобравшего и скрывающего общего ребенка от другого родителя, лишая его возможности общаться с ним. Новый закон должен устранить эти пробелы.