Все базовые документы международного права говорят о запрете дискриминации. Однако особенно в отношении пенсионеров-переселенцев в Украине мы имеем совершенно иную картину. Как передает корреспондент «Донецких новостей», об этом в ходе круглого стола в Киеве рассказала советник по правовым вопросам Агентства ООН по делам беженцев Лилия Кузьменко.
Она подчеркнула, что когда речь идет о дискриминации в условиях внутреннего перемещения, то в обращается внимание, что не должно быть негативного отношения лишь по факту перемещения. «Т.е. из-за того, что ты переместился, мы к тебе относимся иначе, чем к иным гражданам. К сожалению, пенсионеры, как самая незащищенная категория населения, сталкиваются с фактами дискриминационного отношения к себе», – констатировала советник Агентства ООН.
Лилия Кузьменко выделила три основные дискриминационные позиции в отношении пенсионеров, которые являются внутренне перемещенными лицами.
Во-первых, в отличие от иных граждан Украины пенсионного возраста именно к пенсионерам-переселенцам применяются различные проверки.
«Во-вторых, они не могут пользоваться правом на свободное перемещение. Я даже не говорю о пересечении линии разграничения, которое имеет множество преград. Даже любая поездка по стране проблематична, т.к. могут прийти с проверкой на дом. Вот моя мама, не переселенец, может поехать за границу, а моя соседка по площадке как переселенка – уже не может поехать с детьми отдохнуть, скажем, в Турцию, т.к. сразу придут с проверкой. И придут именно тогда, когда ее не будет в Украине», – сказала правозащитник.
Третий момент – пенсионеры-ВПЛ обязаны обслуживаться исключительно в одном банке, Ощадбанке. «Это тоже дискриминационное положение по отношению к этой категории граждан», – подчеркнула. Кузьменко
«И трудно понять, какая общественная значимость в том, чтобы относиться к этим пенсионерам именно так, а не иначе. Ведь подобное отношение к ним приводит к снижению уровня доверия к власти, государству, что приводит к проблемам с интеграцией таких людей в принимающие громады. Кроме того переселенцы постоянно сталкиваются с игнорированием их желания интегрироваться, когда они вроде бы уже осели, а из снова и снова возвращают в состояние внутренне перемещенных лиц – заставляют проходить идентификацию, иные проверки, иначе они не будут иметь доступ к пенсионным выплатам. Это, к сожалению, не способствует преодолению последствий конфликта и выходу на ровное развитие социальных взаимоотношений в обществе», – резюмировала советник по правовым вопросам Агентства ООН по делам беженцев.
Также в ходе круглого стола правозащитники пояснили, что образцовое решение Верховного суда о незаконности проверок переселенцев на дому по состоянию на 16 мая не вступило в законную силу, и отдельные переселенцы в виду преклонного возраста могут его не дождаться. Но даже после вступления в силу решение ВС не отменит сами проверки. Юристы разъяснили, какие дела по переселенцам еще могут стать образцовыми, а какие – перспектив в этом плане не имеют. Также правозащитники рассказали, как выглядят «списки СБУ», на основании которых пенсионеров-ВПЛ лишают выплат. В том числе эксперты акцентировали на проблеме, что задолженность по пенсиям выдают только за три последних года, при этом война уже длится 4 года, т.е. появляется категория граждан по направлению дополучения пенсии за 4-й год.