Европейский суд по правам человека определяет пенсию как имущество, собственность гражданина. Поэтому все дела, которые поступают в ЕСПЧ от граждан Украины по этому вопросу, сразу попадают в категорию имущественных прав. Как передает корреспондент «Донецких новостей», об этом в ходе круглого стола в Киеве рассказал эксперт проекта Совета Европы по защите прав внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в Украине Сергей Марущенко.
«С февраля 2014 года, когда начались события в Крыму, а потом с апреля – на востоке страны, пенсии выплачивались независимо от справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ), потому что ее не было тогда еще в принципе. Процедура выплат существовала: людям рекомендовалось выезжать на подконтрольные украинской власти территории, где они успешно могли получить все свои выплаты в региональных управлениях Пенсионного фонда Украины (также средства зачислялись на банковские карты пенсионеров, – прим. ред.). Потом в ноябре 2014 года было принято Постановление КМУ № 595 и № 637, после чего для получения пенсий гражданам необходимо было быть, в том числе, и внутренне перемещенными лицами. И с того момента только со справкой ВПЛ они могли получить свои выплаты», – напомнил эксперт.
Сергей Марущенко отметил, что понимает аргументацию решения правительства, почему на тот момент были приняты такие решения – был большой поток людей с неподконтрольных Украине территорий, велись активные боевые действия.
«Сегодня же сложилась ситуация, когда из-за этой процедуры трудно работать всем – и сотрудникам ПФУ (они вынуждены ходить по судам), и сотрудникам управлений труда и соцзащиты (они должны контролировать ВПЛ, являются ли они таковыми на самом деле). Фактически создана юридическая фикция, когда человек, не будучи переселенцем, должен им быть – получить справку, а потом уже обращаться в Пенсионный фонд», – констатировал Сергей Марущенко.
При этом международная практика и рекомендации в адрес Украины говорят о необходимости упрощения процедуры получения пенсий. В частности, по этому поводу уже есть ряд решений Европейского суда по правам человека.
Марущенко напомнил, что сейчас Украина не является членом Европейского союза, но наше государство – одно из 47-ми стран-членов Совета Европы. Украина присоединилась к СЕ в 1995 году и стала 37-й страной в Совете. «Подписав соглашение, она взяла на себя уставные обязательства Совета Европы. Все члены СЕ подписались также под европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, направленной на защиту прав человека, демократию и верховенство права. За выполнением этой Конвенции следит Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ начинает рассматривать иски, поступившие от граждан Украины, после того как граждане прошли все судебные процедуры по обеспечению своего права на национальном уровне», – продолжил представитель проекта СЕ по защите прав ВПЛ в Украине.
«Я не буду перечислять конкретные дела по пенсионным выплатам, решения по ним опубликованы на сайте ЕСПЧ. Констатирую лишь следующее. ЕСПЧ определяет пенсию как имущество, собственность. И все дела, которые поступают в ЕСПЧ и связаны с пенсионными выплатами, они сразу попадают в категорию имущественных прав. А защищает имущественные права статья 1, Протокола № 1 европейской Конвенции*. Сегодня такие судебные процессы проходят, одно из громких дел – «Цезарь и другие против Украины»**. Но по этому делу суд не рассматривал дело по сути, т.к. были претензии к процедурным моментам (истцы не обратились предварительно в украинские суды). Поэтому в решении не было указано, что Украина законно не выплачивает своим гражданам пенсии», – рассказал Сергей Марущенко.
Он также остановился на резолюциях Парламентской ассамблеи Совета (ПАСЕ), которые также касались выплат пенсий в Украине. Так, в 2016 году была принята резолюция № 2133 относительно нарушений прав человека на территориях Украины, которые находятся вне контроля украинской власти. «В этой резолюции Ассамблея призвала Украину упростить (насколько это возможно) жизнь жителей неподконтрольных территорий и ВПЛ за счет сокращения административных процедур в процессе доступа к выплате пенсий, усовершенствовать суды, которые рассматриваю такие дела, за счет кадрового состава», – детализировал эксперт.
Самая свежая резолюция ПАСЕ – 2017-го года (№2198). В ней четко указан перечень постановлений КМУ по вопросам переселенцев и выплат пенсий (в частности, № 365, 505, 637), которые необходимо усовершенствовать. Здесь Ассамблея призвала упростить процедуру получения пенсий и социальных выплат, не привязывая ее к справке ВПЛ.
Сергей Марущенко уточнил, что украинская делегация также представлена в составе ПАСЕ. Перед принятием какого-то решения, вопрос сначала отрабатывается представителями Украины. «Поэтому эти рекомендации, можно сказать, выстраданы нынешней реальностью. И их исполнение будет способствовать защите прав человека, усилению верховенства права и демократии», – резюмировал он.Также в ходе круглого стола правозащитники пояснили, что образцовое решение Верховного суда о незаконности проверок переселенцев на дому по состоянию на 16 мая
не вступило в законную силу, и отдельные переселенцы в виду преклонного возраста могут его не дождаться. Но даже после вступления в силу решение ВС не отменит сами проверки. Юристы разъяснили, какие дела по переселенцам еще могут стать образцовыми, а какие – перспектив в этом плане не имеют. Также правозащитники рассказали, как выглядят «списки СБУ», на основании которых пенсионеров-ВПЛ лишают выплат. В том числе эксперты акцентировали на проблеме, что задолженность по пенсиям выдают только за три последних года, при этом война уже длится 4 года, т.е. появляется категория граждан по направлению дополучения пенсии за 4-й год.
* Согласно ст. 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности и никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
** В феврале 2018 года Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Цезарь и другие против Украины». В одно дело были объединены 7 жалоб от пенсионеров и получателей социальной помощи, которые проживают в Донецке и перестали получать выплаты в 2014 году. Ни один из истцов перед подачей в ЕСПЧ не обжаловал прекращение выплат в украинских судах, объясняя это тем, что на неподконтрольных территориях не действует украинское судопроизводство.
В итоге ЕСПЧ не рассматривал по сути вопрос о том, нарушено ли право заявителей по получению пенсий и соцвыплат, жалобы были отклонены как неприемлемые. Аргументация – заявители могли выехать и выезжали на подконтрольную Украине территорию, но не обращались в национальные суды, тем самым они не предоставили национальным органам власти возможность исправить предполагаемые нарушения Конвенции.
При этом с сентября 2014 года суды из неподконтрольной части были переведены в соседние подконтрольные регионы. То есть, как подмечает суд, государство выполнило свои обязательства по обеспечению возможности гражданам обращаться в суд на подконтрольной территории, проживая при этом постоянно на неконтролируемой территории.
ЕСПЧ также признал, что Украина не несет ответственности за проблемы с осуществлением судопроизводства на неподконтрольной ей части Донбасса.