В Луганской области рядом со Станицей Луганской недалеко от линии соприкосновения в садовом товариществе «Ольховские дачи» проживает более 500 внутренне перемещенных лиц (ВПЛ). На днях там побывали сотрудники Гуманитарной миссии «Пролиска». Видео и рассказ о жизни переселенцев на своей странице в Facebook разместил глава организации Евгений Каплин.
По его словам, это один из самых больших дачных кооперативов в Украине. Здесь более 6 тыс. дачных домиков и земельных участков. С 2014 года, когда начался конфликт, здесь проживают люди, вынужденные уехать с временно неподконтрольной украинской власти территории. «На сегодня в дачных домиках живут более 500 ВПЛ из Луганска. Некоторые из них не могут получить статус ВПЛ по причине того, что Управление труда и социальной защиты населения (УТСЗН) Станично-Луганского района выдает им отказы в связи с отсутствием "технической документации на дома". Это требование является незаконным, т.к. существует четкий перечень причин для отказов в назначении адресной помощи для ВПЛ на оплату жилья», – рассказал Каплин.
Он добавил, что многим из этих людей уже некуда возвращаться: у кого-то жилье разрушено, у кого-то было отобрано на неконтролируемой территории. «Однако здесь, на подконтрольной Украине территории, этих людей то клеймят словом "сепаратисты", то обзывают туристами, то говорят, что они живут в шалаше и им не положены "переселенческие выплаты". Верх цинизма одного из районных УТСЗН в Луганской области заключается в требовании оформления техпаспортов на дачные домики (а это стоит несколько тысяч), иначе людям выдают отказ в назначении адресной помощи», – написал Каплин.
«Как только в Луганске начались беспорядки, я оттуда уехал сюда. С тех пор все время здесь живу, постоянно. Я офицер украинской армии, резерва с 1992 года. Мне сказали "вы турист". "В шалаше живешь, тебе не положено". Вот и все», – рассказал мужчина.
Мужчина показал свое скромное жилище, где есть только деревянная кровать. На участке у него есть скважина. Выращивает виноград. Купается он на улице и зимой, и летом при любой погоде.
Другая переселенка рассказала, что живет в пристройке. Домик ее сгорел. По причине отсутствия документов на пристройку не получает положенные выплаты.
«В ряде населенных пунктов люди вынуждены перемещаться из своего дома в хозяйственные постройки, летние кухни, погреба, сараи. Это не означает, что человек не переместился, не означает, что он не переселенец, если он живет в хозяйственной постройке даже на которую нет технической документации, как на жилую. Это люди все равно есть ВПЛ, они здесь находятся, постоянно живут и нет никаких оснований не платить им переселенческие деньги», – резюмировал Каплин.