Independent-press.ru | РИА "Независимая пресса" - независимые новости со всего мира
 
  • 23:13 – Всероссийская конференция «Налоговое законодательство. Бухгалтерский учет 2024-2025» 
  • 00:03 – ОН БЫЛ СИМВОЛОМ МАЛОРОССИИ 
  • 12:56 – Пантеон или паноптикум. Новый взгляд на старые портреты 
  • 13:48 – «Изменения трудового законодательства. Охрана труда 2024» 
2022

Работа для переселенцев: Четыре года и ничего

Работа для переселенцев: Четыре года и ничего

Несколько дней назад Международная организация по миграции обнародовала итоги очередного исследования жизни украинских внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), иначе именуемых переселенцами. Эта организация при содействии ЕС два последних года регулярно проводит мониторинг состояния переселенцев в Украине.

Данные МОМ многое объясняют и о настроениях, царящих в рядах ВПЛ, и о тенденциях в поведении переселенцев, наметившихся в последние месяцы. Как известно, ВПЛ понемногу возвращаются к себе домой на неконтролируемые Украиной территории. Причем, поток этот в последнее время… увеличивается.

Украина не по карману

«В Украине набирает обороты так называемая обратная миграция, когда переселенцы с неконтролируемых территорий, удрученные своей новой реальностью, сдаются и уезжают обратно на неконтролируемую территорию. ВПЛ должны платить коммуналку в полном объеме на той территории и на этой. Они платят высокую аренду на жилье. Они не могут, как местный житель, из-за сложной ситуации что-то не оплатить, потому что оказываются на улице моментально. Люди не могут найти возможности и ресурсы, чтобы продолжать жить в таких условиях, и не видят каких-то реальных перспектив того, что что-то изменится в будущем», – красочно обрисовала ситуацию два месяца назад глава Всеукраинской организации по делам вынужденных переселенцев Оксана Ермишина.

С тех пор к лучшему не изменилось ничего. «Несколько месяцев наиболее ярко выражена тенденция: стабилизируется ситуация в плане военных действий и это толкает людей возвращаться домой. Почти 40% из опрошенных нами, сказали, что они хотят жить дома. 27% тех, кто вернулся причиной назвали высокую стоимость аренды жилья. Почти 30% возвращающихся говорят о проблеме с жильем в общем», – сообщила пару недель назад представитель благотворительного фонда «Право на защиту» Мария Алексеенко.

Безусловно, главной причиной такого исхода ВПЛ на малую родину является отсутствие собственного жилья на контролируемой Украиной территории и практически равные нулю перспективы его получить в ближайшем обозримом будущем. Однако, возможно, с отсутствием жилья можно было бы хоть на какое-то время смириться, если бы это была единственная проблема переселенцев. Но дуплетом к проблеме жилья идет другая проблема – безработица и отсутствие доходов ВПЛ.

Безработные переселенцы

Судя по исследованиям МОМ, ситуация с трудоустройством переселенцев стабильно-печальная. На данный момент трудоустроены примерно… 48% ВПЛ. Дополнительный пикантный нюанс ситуации заключается в том, что в МОМ воспринимает такой показатель с некоторым… оптимизмом. Они отмечают, что этот показатель остается стабильно на таком же уровне с июня 2017 года. И это уже хорошо.

Кстати, эти данные вполне коррелируют с заявлениями некоторых чиновников. К примеру, заместитель министра временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука в конце июня прошлого года заявлял о том, что «проблема безработицы касается 60% внутренне перемещенных лиц».

Также интересно то, что, в исследовании МОМ, примерно 80% переселенцев отметили, что при поисках работы столкнулись с определенными трудностями, среди которых: отсутствие вакансий, неудобный рабочий график, низкая зарплата, а также различные виды дискриминации, в том числе из-за статуса и регистрации ВПЛ.

Если посмотреть на ситуацию шире и оценить доходы ВПЛ вообще, то оптимизм МОМ легко и быстро растворяется, и ситуация выглядит совершенно удручающе.

ВПЛ распродаются и тратят сбережения

По данным МОМ, с декабря по март финансовое состояние ВПЛ еще более ухудшилось (в сравнении с более ранними периодами наблюдения). Более половины переселенцев тратят деньги только на питание или вообще вынуждены экономить даже на нем. Причем, процент семей, «вынужденных экономить даже на питании» в сравнении с декабрем 2017 года вырос с 11% до 16%, а процент семей, которым «средств хватает только на питание» – с 33% до 38%.

Текущий среднемесячный доход на одного члена семьи переселенца составил впечатляющие… 2239 грн. Примечательно, что это тоже ниже декабрьского показателя. Тогда было 2446 грн. Здесь обращает на себя внимание то, что зафиксированный исследованием МОМ среднемесячный доход ниже фактического прожиточного минимума. Как известно, этот минимум, рассчитан министерством труда и социальной политики и находится на уровне 3215 грн. Здесь сразу возникает простой вопрос: Ну и как же они живут, эти переселенцы?

Согласно исследованию МОМ, примерно 39% семей ВПЛ выживают за счет того, что тратят свои сбережения, накопленные ранее. Еще 7% – продают или уже продали свое лично имущество, а 4% – транспорт, жилье или землю. Те же, у кого нет сбережений и нечего продавать, предпочитают… занимать деньги в долг (видимо, рассчитывая на улучшение ситуации со временем). Так поступают 28% ВПЛ. Еще 28% банально сокращают траты на лекарства, предпочитая им продукты питания. Ну вот, как-то так и живут.

Кстати, примерно для 55% опрошенных переселенцев государственная помощь является одним из главных источников дохода. Ее опережает только… зарплата. Ее в качестве главного дохода и источника существования назвали 63% ВПЛ. О размере среднемесячного дохода (той самой зарплаты) уже было сказано выше. Но проблема маленькой зарплаты есть только у тех переселенцев, у кого эта зарплата есть вообще.

Что сделано?

Нельзя сказать, что сложившаяся ситуация – большой секрет для правительства. Хотя…

«Я с удивлением узнал, что Днепропетровщина имеет самый низкий уровень средней зарплаты среди переселенцев. Вместе с тем, она имеет один из самых высоких уровней стоимости аренды жилья. Таким образом, самые высокие показатели в процентах стоимости аренды жилья по отношению к средней заработной плате, самые высокие – именно в Днепропетровской области. Переселенцы в среднем тратят здесь 67% от средней зарплаты на съем квартиры. Второе место по этому показателю занимает Харьковщина», – поделился своими мыслями в январе нынешнего года заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Георгий Тука.

Ситуация довольно странная сама по себе. За четыре года военного конфликта на Донбассе проблема трудоустройства ВПЛ в Украине так и не решена. Более того, до последнего момента было очень похоже, что правительство даже не знает, как решать эту проблему.

Нет. В этом отношении как бы что-то сделано. К примеру, принят закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Этот документ устанавливает некоторые специальные права и дополнительные возможности для переселенцев. К примеру, ВПЛ в случае отсутствия документов, подтверждающих увольнение, трудовой и страховой стаж, имеет право зарегистрироваться как безработный и получать… минимальное пособие по безработице. До предъявления документов.

Кстати, по инструкции министерства труда и социальной политики о порядке ведения трудовых книжек работников, на новом месте работы ВПЛ может быть выдан дубликат трудовой книжки. Правда, для этого работодатель должен письменно запросить в СБУ информацию о своем потенциальном работнике. И подождать ответ. Месяц. Многие работодатели не горят энтузиазмом делать что-то подобное. Принципиально.

С другой стороны, работодателю от Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы причитается компенсация зарплатных выплат ВПЛ на срок не более полугода. При этом, работодатель не имеет право уволить такого работника два таких периода. Кстати, компенсация расходов на оплату труда ВПЛ не может быть выше… средней зарплаты в конкретном регионе за предыдущий месяц. Также предусмотрена компенсация на переподготовку и повышение квалификации или обучение ВПЛ.

Нетрудно заметить, что всяческие «плюшки» по поводу трудоустройства ВПЛ, всегда имеют для работодателя свою оборотную сторону.

С работой ВПЛ помогут немцы

Но в конце декабря прошлого года премьер Владимир Гройсман подписал «Стратегию интеграции внутренне перемещенных лиц и внедрение долгосрочных решений относительно внутреннего перемещения на период до 2020 года», традиционно больше похожую на декларацию о намерениях, чем реальный план.

А несколько дней назад заведующий сектором Луганской области министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Сергей Копылов сообщил о старте проекта профессиональной интеграции в рамках этой стратегии, который должен реально облегчить трудоустройство ВПЛ в восточной Украине.

«Создано 6 рабочих групп в Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Харьковской, Полтавской и Запорожской областях. Сейчас они разрабатывают проекты. В сентябре эти рабочие группы планируют продемонстрировать эти проекты на обсуждение экспертов и на принятие решения непосредственно партнеров – GIZ. Основная задача – не выделение денег под покупку какого-то оборудования, мебели, ремонта помещений. Основная цель – создать многостороннее сотрудничество между общественными организациями и органами власти. Впоследствии это даст механизм трудоустройства ВПЛ и также безработных в принимающих громадах. Т.е. создание механизма, который впоследствии будут реализовывать не одним днем, а годами, который даст возможность трудоустроить переселенцев», – заявил он.

По сути, речь идет о том, что МинВОТ, ВПЛ и Немецкое общество международного сотрудничества (Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit – GIZ) решили реализовать проект «Профессиональная интеграция внутренне перемещенных лиц в Украине». Проект рассчитан на 4 года. Его декларируемая главная цель - организация для ВПЛ курсов переквалификации, ориентированных на потребности рынка труда. Курсы будут краткосрочные (до месяца) и среднесрочные (до года). Попутно планируется создание платформы для сотрудничества государственного, частного и неправительственного секторов, а также Квалификационного фонда инновационных проектов. GIZ планирует выделить от 20 до 30 тыс. евро на каждый проект по этой программе.

Восторг чиновников от этого намерения, сравним лишь со скепсисом в отношении него простых переселенцев. Кто из них прав в своем отношении, быстро определить не получится. Как уже говорилось, представление проектов и решение об их финансировании будет принято только в сентябре. А до тех пор многое может измениться.

Безработица «косит» не только ВПЛ

К примеру, обращает на себя внимание общий фон с занятостью населения в Украине вообще и Донецкой области в частности. По данным Госстата Украины в Донецкой области (контролируемой ее части) уровень безработицы в прошлом году был самым высоким за последние годы и составил 15,1% жителей трудоспособного возраста. Это выше, чем в среднем по Украине.

Кстати, по данным официальной статистики, уровень занятости трудоспособного населения составил в 2017 году… 58,2%. Эта цифра недалеко ушла от уровня занятости ВПЛ.

Примечательно также и другое. Количество безработных, зарегистрированных в центрах занятости Донецкой области, в 2017 году составило 13,5 тыс. человек или 10,8% от количества безработных трудоспособного возраста. Это значит, что подавляющее число безработных искало работу самостоятельно, не рассчитывая на помощь государственных органов. В течение прошлого года количество зарегистрированных безработных уменьшилось на 16,5% и на конец 2017 года составило 11,8 тыс. человек. Это позволило чиновникам всерьез заявлять о серьезном снижении уровня безработицы. И, кстати, в декабре 2017 года на одну вакансию в центрах занятости приходилось 18 претендентов из числа зарегистрированных безработных.

И это не самые худшие результаты. В Луганской области по итогам прошлого года уровень безработицы был и вовсе… 17,4% трудоспособного населения региона.

Эти цифры показывают, что очень скоро правительство сможет с чистой совестью сказать, что уровень безработицы в рядах ВПЛ почти сравнялся с уровнем безработицы остального населения страны. Это сильно напоминает анекдот: Когда премьер России Дмитрий Медведев заявил, что очень скоро дороги в России будут как в Германии, его спросили – как российское правительство собирается довести немецкие дороги до российского состояния…

А тем временем, процесс исхода переселенцев продолжается. По состоянию на октябрь 2016 года в Украине было зарегистрировано 1,67 млн ВПЛ. Сейчас же их число упало ниже психологической отметки 1,5 млн человек. И продолжает снижаться.





*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).



Оставить комментарий
теги: Новости


Загрузка...

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
*
  • Сегодня
  • Комментируют
  • Читаемое
Загрузка...
ActionTeaser.ru - тизерная реклама