Independent-press.ru | РИА "Независимая пресса" - независимые новости со всего мира
 
  • 23:13 – Всероссийская конференция «Налоговое законодательство. Бухгалтерский учет 2024-2025» 
  • 00:03 – ОН БЫЛ СИМВОЛОМ МАЛОРОССИИ 
  • 12:56 – Пантеон или паноптикум. Новый взгляд на старые портреты 
  • 13:48 – «Изменения трудового законодательства. Охрана труда 2024» 
2022

Компенсация за имущество, разрушенное в АТО: Что делать, если Украина не хочет выплачивать

Компенсация за имущество, разрушенное в АТО: Что делать, если Украина не хочет выплачивать

Многие жители Донбасса остались без крыши над головой во время боевых действий АТО. По законодательству Украины они имеют право на денежную компенсацию, но за 4 года государство так и не создало реестр разрушенного имущества и порядка получения компенсации за него. Об этом сегодня, 22 мая, сообщает пресс-служба Украинской хельсинской группы по правам человека (УХГПЧ).

Так, в 2015 году Кабинет министров Украины принял постановление №250. Им он утвердил «Порядок и условия предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на восстановление (строительство, капитальный ремонт, реконструкцию) инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях». Этот порядок предусматривает выделение средств на восстановление только объектов коммунальной собственности: частное жилье остается вне его внимания, и средства на его ремонт выделяться не будут. «Сейчас коммунальное имущество (в том числе некоторые многоквартирные дома) действительно ремонтируют. Но за неимением средств до полного восстановления еще далеко», – отмечают правозащитники.

По информации УХГПЧ, когда владельцы частного жилья обращаются к государству с просьбой компенсировать ущерб от обстрелов, то им преимущественно отказывают. В 2016 году депутаты Верховной Рады отклонили законопроект «о возмещении убытков за разрушенное (уничтоженное) или поврежденное частное жилье лицам, частное жилье или частные домохозяйства которых были повреждены (разрушены) во время проведения антитеррористической операции». «Следовательно, из-за отсутствия нужного закона и порядка никаких выплат ожидать не приходится. Но пострадавших граждан это не останавливает. Они регулярно обращаются в суд с исками к органам государственной власти, чтобы получить компенсации за разрушенное имущество. Ведь именно это предусматривает ст. 19 Закона Украины "О борьбе с терроризмом"», – говорят правозащитники.

Так, в этом законе написано, что компенсацию пострадавшим должны выплачивать из Государственного бюджета Украины. «А потом сумму этого возмещения должны взимать с лиц, причинивших вред, то есть с террористов и российских наемников. Нечего и говорить, что сейчас взыскать с последних эти средства просто невозможно. Вопрос, кто именно должен возмещать ущерб потерпевшим, до сих пор остается открытым», – добавляют в УХГПЧ.

Правозащитники отмечают, особенно этот вопрос обострился после принятия Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Ведь ст. 2 этого Закона предусматривает ответственность за материальный и нематериальный ущерб, причиненный Украине в результате вооруженного конфликта. И эта ответственность возлагается на Российскую Федерацию в соответствии с принципами и нормами международного права. «Но стоит заметить, что эта норма предусматривает ответственность России именно за вред, причиненный Украине, а не ее гражданам. Соответственно, если Украина выплатит компенсации пострадавшим, то она получит материальный ущерб, который потом сможет взыскать с РФ», – разъясняют правозащитники.

Кроме того, ст. 5 этого закона предусматривает ответственность РФ за нарушение прав и свобод человека и гражданина на временно оккупированной территории. Однако ст. 58 Конституции Украины предусматривает, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. То есть даже в случае разрушения имущества лиц в зоне АТО и в случае надлежащего доказательства этого факта в суде, пострадавший имеет основания для получения компенсации согласно ст. 19 Закона Украины «О борьбе с терроризмом».

«Но опыт показал, что первая практика судов по этим делам была отрицательная. Суды отказывали пострадавшим в компенсациях. Так, 15 марта 2016 года Апелляционный суд Донецкой области принял первое решение в пользу жительницы Славянска по делу № 243/11658/15-ц и присудил компенсацию в размере 363 789,40 грн. После этого суды первых инстанций приняли около 10 судебных решений в пользу пострадавших. Все эти решения касались территорий, подконтрольных украинской власти. Однако ни одно из этих решений так и не вступило в законную силу. Два решения о присуждении компенсаций пересмотрел Высший специализированный суд Украины. Он отменил их и направил для рассмотрения в первую инстанцию. То есть даже этот суд так и не поставил точку в этом вопросе», – сообщили в УХГПЧ.

По данным организации, сейчас на рассмотрении вновь сформированного Кассационного гражданского суда находятся несколько кассационных жалоб по делам о компенсации за разрушенное имущество. Некоторые дела уже назначены к рассмотрению. Суд должен рассмотреть одно из дел как образцовое.

Как сообщалось ранее, в УХГПЧ разработали типичный иск и инструкцию для получения компенсаций. С помощью этого документа пострадавшие могут самостоятельно обращаться в суд.




*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).



Оставить комментарий
теги: Новости


Загрузка...

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
*
  • Сегодня
  • Комментируют
  • Читаемое
Загрузка...
ActionTeaser.ru - тизерная реклама