Предложенный Министерством образования и науки Украины (МОНУ) порядок зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные школы противоречит законодательству и содержит угрозы ограничения таких прав человека, как право на образование, право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства. Речь идет, в первую очередь о переселенцах и внутренних мигрантах. Об этом говорится в экспертном заключении Общественной организации «Центр информации о правах человека», размещенном на сайте организации.
Так, по худшим оценкам экспертов, в случае принятия документа, дети трети жителей городских громад могут потерять возможность учиться в школах по фактическому месту жительства. Ведь предложенный порядок полностью игнорирует потребности лиц, у которых место фактического проживания не соответствует зарегистрированному.
В случае с переселенцами порядок, помимо прочего, противоречит Закону Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», поскольку в проекте справка о постановке на учет ВПЛ отсутствует в перечне документов, удостоверяющих факт проживания на территории обслуживания. А по законодательству именно эта справка для переселенцев является доказательством их проживания в определенном городе.
Кроме того, довольно большая группа людей в стране (от 3 до 30% жителей громад) являются внутренними мигрантами – они арендуют жилье и не могут зарегистрировать место фактического проживания по независящим от них причинам. Ведь владельцы жилья не соглашаются на регистрацию, потому что не хотят платить налоги с доходов от аренды, не хотят регистрировать детей, чтобы избежать обязанности получать согласие органов опеки и попечительства на снятие их с регистрации, или просто иррационально боятся, что арендаторы отберут у них жилье.
«Поэтому предложенный МОНУ порядок дискриминирует внутренних мигрантов, дети которых лишаются права на первоочередное зачисление в школы по месту фактического проживания. Ведь документы, определенные пунктом 4 раздела II проекта порядка, не дают возможности детям таких лиц доказать факт проживания в громаде, где они фактически проживают», – говорится в экспертном заключении.
Эксперты также отмечают, что проект не предусматривает никаких процедур для устройства детей лиц, место жительства которых не зарегистрировано в установленном законом порядке, в частности, представителей уязвимых групп населения, национальных меньшинств и т.п., фактически проживающих на территории обслуживания.
В случае принятия, порядок будет ограничивать доступ детей к школам, которые имеют вариативные учебные программы, с учетом преобладающих способностей и пожеланий учащихся. Ведь согласно проекту, все дети должны идти в школу по месту жительства, это создает иллюзию того, что все общеобразовательные учебные заведения в громаде одинаковые и не имеет значение, в какую ходить. А на самом деле программы общеобразовательных учебных заведений отличаются вариативной составляющей, которая включает часы для изучения предметов образовательных областей, курсов по выбору, проведение индивидуальных консультаций и групповых занятий с учениками.
Отмечается, что экспертное заключение о проекте приказа МОНУ «Об утверждении Порядка зачисления, отчисления и перевода учеников в государственные и коммунальные учебные заведения для получения полного общего среднего образования» было направлено в ведомство. Сегодня, 25 марта, был последний день общественного обсуждения.
Учитывая изложенное в заключении, эксперты Центра информации о правах человека, в частности, рекомендуют МОНУ следующее:
Напомним, МОНУ подготовило проект порядка зачисления, отчисления и перевода учащихся в государственные и коммунальные учебных заведений для получения полного общего среднего образования. Проект документа описывает механизмы зачисления детей в начальной (1-4 класс), базовой (5-9 класс) и старшей (10-11 класс) школе.