Расправа с памятниками очень похожа на настоящие казни людей через повешенье. Изваяния захватывают петлей на шее и либо вздергивают вверх, либо стягивают вниз. Веревками или тросами. Памятники, как и люди, иногда сопротивляются.
Когда после госпереворота в сентябре 2014 года, например, в Харькове приступили к декоммунизации и стягивали памятник Ленину, то трос порвался расколол башку и выбил глаз одному из резвящихся нациков. Как утверждают очевидцы и врачи, мозг болезного декоммунизатора не пострадал, скорее всего, по причине его отсутствия, а толпа все равно весело и азартно улюлюкала.
Когда «ленинопад» закончился (снесли более 1000 памятников вождю мирового пролетариата), варварский процесс декоммунизации естественным образом вылился в десоветизацию. С удавками, тросами и ломами с взрывчаткой, и экскаваторами неонацисты и неофашисты, сильно торкнутые как очищением истории, так и национальным возрождением под название «украинизация», пошли к ленинским соратникам и сподвижникам, а потом добрались и прочих «колонизаторов» -- до памятников воинам Великой Отечественной войны.
А совсем недавно в Полтавской области этот процесс в полном безобразии проявился за одну ночь. В Лубнах снесли и обезглавили памятник командиру 25-й стрелковой дивизии Красной Армии времен гражданской войны Василию Чапаеву. В Лохвице повредили монумент «Молодежи 1920-60-х годов», а в Хороле пытались снести монумент советскому генералу замминистра обороны СССР — главнокомандующему войсками ПВО, Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда Ивану Третьяку.
Действовали традиционно – накидывали веревки на памятники и стаскивали на землю. Мстили Чапаеву и комсомольцам – за гражданскую войну и «наше счастливое детство», а генералу – за сбитый в 1983 году пассажирский «Боинг 747» Южнокорейских авиалиний, который отклонился от курса и был сбит советской ПВО. Погибли 269 человек.
Но монумент генерал устоял, силенок у неонацистов и группировки «Гонор», взявшей на себя ответственность за вандализм, хватило лишь на надпись «Убийца». Но они и сделанным были довольны. А одесский убийца Сергей Стерненко у себя в «Фейсбуке» аж зашелся в похвальбе в их адрес: «Смотрите, какая красота! …Украина (на Полтавщине) очистилась от памятников, падающих ниц советским захватчикам. В Лубнах внезапно потерял голову Чапаев, а в Лохвице комсомолка.
К сожалению, памятник советскому генералу Ивану Третьяку… устоял… Но он собирается упасть. Все эти объекты давно должны были быть снесены под требование закона о декоммунизации, но местные власти ничего не сделали. Вот и ее работу пришлось делать неизвестным патриотам и случайным прохожим, за что им огромная благодарность! Слышал, что полиция уже открыла уголовное производство за соблюдение требований закона. Призываю полицию рассмотреть и написать (наверное, все же выписать. – Авт.) ребятам награды за очистку украинской земли от остатков оккупационного прошлого».
Но зря Стерненко традиционно наезжал на украинские власти за слишком медленную. Власти четко делают свою работу. И еще в апреле текущего года официальный представитель МИД России Мария Захарова осудила процесс, который очень четко и описала: «Киев продолжает линию на потакание украинским национал-радикалам, искажение истории Великой Отечественной войны, героизацию нацистских коллаборационистов... Последователи нацистско-фашистской идеологии чувствуют на Украине полную безнаказанность и даже поддержку властей».
И это чистая правда – власти в Украине всех уровней, традиционно прикрываясь украинским патриотизмом, который уже фактически стал официальной идеологией страны, все в ней оправдывающей, делают свое дело и выполняют повестку дня и декоммунизаторов, и деколонизаторов, и просто неонацистов с неофашистами. Все они и объявили себя носителями этого самого расово правильного патриотизма.
О очень скоро обнаружилось что «национальное возрождение» и «восстановление исторической справедливости» по-неонацистски проходят на костях погибших, потому что творятся зачастую на могилах тех, кто отдал жизнь за Украину, но при этом не спрашивал разрешения у лидеров украинских националистов -- предшественников нынешних неонацистов во главе со Степаном Бандерой и его приспешниками.
Последнее решение Львовского горсовета не передавать родственникам прах Героя Советского Союза Николая Кузнецова, захороненного на Холме Славы во Львове, а попытаться обменять их на украинцев, осужденных в России за различные преступления, -- это вершина и страшный символ этого процесса. Но он, скорее всего, повторится и в Киеве, где под памятником себе похоронен освободитель Киева от гитлеровцев генерал армии Николай Ватутин. А нынешние неонацисты и не скрывают, что свою политическую родословную они ведут он укро-националистов-бандеровцев, которые верой и правдой служили Адольфу Гитлеру. Теперь все у них и сошлось, логически зациклилось.
И вот только страшные фрагменты этого процесса: во Львове в прошедшем июле разоряют и сносят памятники воинам Великой Отечественной на Холме Славы, а там в центре, который спроектирован в виде круга, разделенного по оси восток-запад Аллеей героев на полукружия и в каждом из них — 13 надгробий. Слева и справа от центральной части мемориала — по шесть рядов могил, 255 индивидуальных захоронений. Кроме того, в трех отдельных братских могилах похоронено еще 65 воинов.
В сентябре сего года демонстративно демонтировали памятник советским воинам демонтировали в городе Коломыя Ивано-Франковской области страны на площади Скорби. Мэр города Богдан Станиславский радостно отчитался: «Избавляемся от советской идеологии. Сегодня демонтировали аварийный памятник на площади Скорби. В целом мемориал ждет дальнейшая реконструкция на основе проекта, одобренного еще в 2018 году. Сейчас начат технико-сметный расчет необходимых работ. В то же время, мы обустроим мемориал памяти жертв Второй мировой войны на территории кладбища на улице Бандеры».
Ну, а вместо костей героев Великой Отечественной войны, в землю поместят «героев Украины, которые боролись за ее свободу и независимость».
Буквально на днях во Львове на мемориале «Марсово поле» и тоже на месте захоронения советских воинов демонтировали копию ордена Отечественной войны, который местные власти хотят его передать в экспозицию львовского же музея «Территория террора». Взамен Львовский горсовет принял решение обустроить городское Лычаковское военное кладбище и там всех примирить.
Но примирение вряд ли получится. Один из вождей неонацистской организации «С14», которая сегодня для блезира переименована в «Основу будущего», Антон Петровский удовлетворенно констатировал более широкий контекст события: «Городской совет отреагировал адекватно и не принял во внимание замечания и обращения России. Это их символика и признак их присутствия во Львове. И когда происходит демонтаж таких вещей – это фактически происходит процесс не только декоммунизации, но и дерусификации».
Такой вот кощунственный «ченч» сегодня в моде в Украине неонацистской. Кости меняют на кости и не могут оставить в покое даже останки «врагов». И центральные власти в Киеве молчат. Потому что это с их подачи запрещен даже термин «Великая Отечественная война».
И возвращаясь к Чапаеву. На этом общем фоне даже как-то и не совсем кощунственно невинно выглядит сообщение неонацистского телеграмм-канала «Декоммунизация. Украина»: «Положительный и креативный пример декоммунизации на Харьковщине. В селе Минковка недавно переделали бюст Чапаеву в бюст основателя села казака Мина. Не просто заменили табличку, а именно переделали. На днях мы уже собирались ехать и валить Чапаева в то село, но все решилось само собой».
И в этом селе пока не тронули братскую могилу советских воинов и памятный знак воинам-односельчанам, под которым похоронены 149 человек, и братскую могилу жертв фашизма 1943 года.
И это выглядело бы по крайней мере, утешительно, когда бы, как говорится, не было так грустно. И страшно…
28 октября 2021 г. Москва. Владимир Скачко