В июне 2022 года, как уже известно, состоится саммит Евросоюза, на котором и может решиться евросудьба Киева. Но, увы, по уже известному принципу «Украина станет членом ЕС сразу после Турции, а Турция им не станет никогда». А Турция – только официальный кандидат в члены ЕС с 1999 года, хотя заявку на вступление подала 14 апреля 1987 года.
Но и до этого Турция прошла все круги ада «вступления в Европу», несмотря даже на то, что она, собственно, была среди родоначальников процесса евроинтеграции. Например, в 1961 году стала членом-основателем Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с 1963 года -- «ассоциированный член» Евросоюза, благодаря Соглашению об ассоциации между ЕЭС и Турцией, с 1992 года -- ассоциативный член Западноевропейского союза (предшественника ЕС), а с 1996 года -- входит в таможенный союз с ЕС с момента вступления в силу соответственного соглашения о Таможенном союзе между Турцией и ЕС. Более того, в 2005 году начаты официальные переговоры о вступлении, но… воз и ныне там, как говорится. И в январе 2015 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявили, что вопрос вступления в ЕС его страну больше не интересует. А министр по делам ЕС Волкан Бозкыр расшифровал шефа: мол, переговоры о вступлении «не могут продолжаться в том формате, которого требует ЕС», а демократия в Турции находится на более высоком уровне, чем в некоторых странах Европы.
И я не берусь рассуждать, что там с демократией в Турции, но поверю классификации ЦРУ США, которое считает, что Турция является развитой страной с седьмой по размеру экономикой в Совете Европы и пятнадцатой -- в мире.
И вот теперь на такой же путь «ускоренной евроинтеграции» вступила Украина, когда ее президент Владимир Зеленский 28 февраля сего года подал официальную заявку о вступлении. Уже на следующий день Европарламент поддержал резолюцию о предоставлении Украине статуса страны-кандидата, а еще раньше постпреды ЕС договорились поручить Еврокомиссии подготовить оценку заявок Украины, Грузии и Молдавии на членство в ЕС.
За прошедшие пару месяцев Зеленский заполнил необходимые опросники и прочие документы, необходимые для членства, и вот на тебе -- ЕС готов дать Украине команду в стиле легендарного сержанта Петренко из советских армейских анекдотов: «Иди сюда, стой там!». Потому что глава Евросовета Шарль Мишель (а ведь так похож собака на премьер-министра Украина Дениса Шмыгаля, одно лицо фактически, в Европе не сразу отличишь, полностью готов к евроинтеграции) сообщил, что решил вынести на саммит ЕС в июне вопрос не о приеме в члены, а лишь о создании Европейского политического сообщества (ЕПС) со странами, желающими вступить в Евросоюз.
То есть фактически новую структуру для создания фактически мини-ЕС из Украины, Грузии и Молдавии, куда, ро словам главы Евросовета, нужно включить Турцию и Западные Балканы (Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, не говоря уже о Сербии и Северной Македонии).
Короче, Мишель на заседании Европейского социального и экономического комитета так и сказал предельно ясно и четко, (за что ему отдельное спасибо): «По моему убеждению, мы должны дать этому географическому пространству политическую реальность, и я считаю, что мы должны сделать это немедленно. Я хочу быть предельно точным: эта инициатива не нацелена заменить процесс расширения или стать очередным извинением за бездействие. Но это также и не гарантия тем, кто в нем будет участвовать, что он станет членом ЕС. Но я считаю, что этот проект может быть очень полезен ЕС и партнерам, которые желают к нам присоединиться, поскольку он позволяет немедленно усилить наши политические отношения».
В переводе на нормальный русский язык все эти лингво-дипломатические экивоки означают одно – для указанный стран хотят создать новую политическую прокладку, если хотите мостик или буфер-отстойник для изучения потенций потенциальных же кандидатов, а также анализа их готовности к вступления и возможных последствий для ЕС от такого вступления. При этом ЕС будут сотрудничать с кандидатами по своим правилам и тем самым обдирать их экономически так, как ему это нужно.
И таких прокладок и буферов-отстойников для сотрудничества с потенциальными кандидатами у ЕС уже было великое множество и сейчас имеется в наличии. В 2008 году было провозглашено «Восточное партнерство» ЕС для шести постсоветских государств – Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Азербайджана и Армении), и три первых, как сказано, уже подали заявки. И ярчайшим примером тут может служить так называемое Соглашение об ассоциации (СА), участником которого с 2016 года и являются Украина, Молдавия и Грузия, но которое к членству так и не привело. Точно так же, как Соглашение о налаживании ассоциации привело к членству в ЕС Грецию, Мальту и Кипр, а Турцию и Чили вместе со странами Центральной Америки нет.
Надо сказать, что ЕС окутан и заплетен в некий дипломатический кокон из соглашений с десятками стран не только Европы, но всего мира. Есть, к примеру, Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве (УТЕС) с Монголией или Рамочное соглашение о партнерстве и сотрудничестве (РУПС) с Филиппинами. Или Соглашение о партнерстве и сотрудничестве по налаживанию партнерских отношений (УПСП), одновременно подписанное с Россией, Туркменистаном и Таджикистаном, но с Россией оно вступило в силу с 2010 года, а с Туркменией так и осталось только на бумаге. Зато против России ЕС готовит шестой пакет санкций.
Охвачено все Средиземноморье и весь север Африки. Протянуты щупальца с приглашением посотрудничать до Мексики, всей Центральной Азии и ЮАР. Есть же так называемые «Северное измерение» и «Средиземноморский союз, мини-организации, аффилированные с ЕС. Но только одно Европейское соглашение о налаживании ассоциации (ЕУНА) начала 90-ых годов прошлого века привело к тому, что все десять его участников в 2004-2007 годах вступили в ЕС (так называемое «большое расширение»). Но, судя по всему, только по политическим мотивам все эти страны Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики (экс-члены соцлагеря и даже СССР) стали «европейцами» -- чтобы окончательно вывести их из-под российского влияния.
Остальных же евросоискателей ЕС держит на расстоянии и, повторяю, выкачивает из них нужное. Кроме экономического профита и стремления к выгоде, есть и вторая причина такого поведения ЕС – он как бы выставляет манки-ориентиры и маяки перед потенциальными членами и «столбит» за собой территорию, которую он хотел бы поиметь и поэксплуатировать в будущем. И потому ЕС как бы подвешивает перед осликом морковку – будущее привлекательное во многих отношениях возможное членство, за которым бедное «животное» и может бежать до самой смерти, до изнеможения или до того, когда у него терпение закончится (пример Турции).
Эффект от такого поведения, напоминаю, двойной – экономическая, материальная выгода (пример Украины, которая по «ассоциативному соглашению» в сотрудничестве с ЕС обязана выполнять все его требования, а вот прав никаких практически не имеет, даже торгует по квотам) и политическое влияние на определенном пространстве. Идея объединенного «рейха» у сильных мира сего в Европе никогда не умирала. И раз в сто лет она обязательно реализовывалась: то в Священной Римской империи, то у Наполеона Бонапарта, то у Адольфа Гитлера. Сейчас вот ЕС, который до недавнего времени называли «четвертым рейхом Германии» из-за ее экономического лидерства и могущества.
И точно так же действует и НАТО, которая для военного освоения и приближения к себе нужных страна и территорий тоже придумывала некие прокладки с иллюзией членства. В 1994 году заработало «Партнерство ради мира», охватившее почти 40 государств, из которых 15 уже стали членами НАТО, а Швеция и Финляндия только подали недавно заявки об этом. Есть так же двухстороннее сотрудничество НАТО с отдельными интересующими го странами в режиме создания комиссий или комитетов (типа «Комиссия Украина – НАТО» или закрытая недавно «Россия – НАТО»). Формально цель программ — способствование проведению военных реформ, создание эффективных военных институтов, обеспечение гражданского контроля над Вооруженными силами, развитие миротворческого и гуманитарного потенциала. На деле же – разведка и освоение территории.
Военное, разумеется. По возможности, конечно. Но в Украине НАТО начала фактически действовать явочным порядком и сейчас все больше и больше становится участником военных действий в рамках спецвоенной операции (СВО) России.
И вот специальный прокладочно-манящий, но ничего не обещающий мини-ЕС в виде специального же европолитпространства (ЕПС) предлагается и Украине. «Некоторое время назад я уже начал консультации со странами ЕС на эту тему, я решил поставить этот вопрос в повестку саммита ЕС в июне. Там я предложу организовать конференцию лидеров ЕС и стран-партнеров, чтобы обсудить конкретные опции такого предложения», -- пояснил свои намерения Мишель. Но нужно иметь в виду, то что сказал чуть ранее президент Франции Эммануэль Макрон: процесс вступления Украины в ЕС может занять несколько лет, даже десятилетий. А роль Франции в сегодняшнем ЕС значительна – она посла провала Германии после Ангелы Меркель с «обиженно-ливерно-колбасным» Олафом Шольцем выходит на первые роли.
К тому же, ЕС однозначно будет учитывать в своем решении относительно Украины еще и пожелания не только США и их англосаксонских союзников, но России. А позиция Москвы изменилась кардинально: до недавнего времени Россия была не против членства Украина в ЕС, а теперь, когда, по словам главы МИД России Сергея Лаврова, Евросоюз стал менять свое «безобидное» предназначение, все изменилось. «Безобидность такого желания Киева вызывает серьезные сомнения, учитывая, что Евросоюз из конструктивной экономической платформы, в качестве которой он создавался, превратился в агрессивного воинствующего игрока, который заявляет о своих амбициях далеко за пределами европейского континента», — сказал Лавров откровенно. И в ООН уже озвучили такую позицию Москвы.
Это, пожалуй, самое главное, что нужно знать о, не к ночи будет сказано, «евроинтеграции Украины» на сегодняшний день. Ей опять все пообещали, подвесили морковку, но могут, как всегда, ограничиться лишь обещаниями. Тем более что в Украине идут военные действия, а в Европе мало кто горит желанием финансировать укро-экономику, которую война фактически вгоняет в ноль. И на которую уже навострили клыки и когти США и транснациональные корпорации…
19 мая 2022 г. Москва Владимир Скачко