В приграничном с Россией поселке Троицкое (Луганская обл.) сплелось украинское, русское и советское. А троичане научились своеобразной дипломатии и такту. Без них здесь никак: когда одни пошли отвоевывать временно неподконтрольную украинской власти часть Донбасса, другие – уехали на заработки в Россию. При этом все имеют родственников и там, и там.
Эта тактичность требует иногда игнорировать теленовости, а порой – проглотить слова, которые почти слетели с языка, или побежать снять чайник с плиты, когда речь заходит о политике. Не имея выбора, здешние женщины взяли на себя работу по ежедневному примирению. Чтобы жизнь в Троицком продолжалась и совместное существование и в дальнейшем было возможно.
Декоммунизировали Троицкое без скандалов. Улица Ленина стала Заречной, Советская – Парковой, а Калинина – Калиновой. На месте Ленина, между церковью и обелиском памяти погибшим во Второй мировой войне, обустроили «парк влюбленных». А проспект Победы название сохранил.
В доме культуры дважды в неделю собираются женщины за шестьдесят. И поют. Поют о любви. Яркие кофты, вязаные крючком ажурные шарфики – их дарят друг другу на праздники. Красная помада и черный карандаш вокруг глаз, выразительные украшения и такие же выразительные духи. «Дети, внуки выросли – можно и попеть», – будто извиняется одна из хористок.
«Нам мягко намекнули, что русских песен не надо. У нас же – два километра до поста. Но он закрыт. И следующее село, здесь же за бугром – там родственники наши все. Беда, беда с этой войной», – говорит одна из хористок позже.
Вспоминает, как до вооруженного конфликта ежегодно в парк Дружбы на границе на праздник славянской письменности съезжались русские и белорусы.
Руководительница хора Людмила Михайловна подбирает репертуар с Youtube. Больше всего ей нравятся песни Волынского и Черкасского хоров и хора имени Веревки.
На проспекте Победы стоит знак-сердце «I love Troitske». Идею подал объединенной громаде Молодежный совет, в деятельности которой участвует 24-летняя Ксения. От совета ждут нестандартных идей для Троицкого. И участницы совета (преимущественно в нее входят женщины) ищут в интернете различные идеи для улучшения городского пространства. Летом Ксения провела опрос, который показал, что больше всего жителям не хватает качественных дорог. Но это не в компетенции Молодежного совета. «У нас ремонт Дома культуры, площадки, аллейки, по которым наконец можно ходить в туфлях, лавочки со спинками и без – вообще у нас есть лавочки! Спортзал, кружки, хотим сделать бассейн, мощные фильтры для воды», – поделилась Ксения.
Однако, нововведения не всегда находят понимание среди жителей.
В Троицком есть и отчетливо политические активистки. Самая яркая из них, пожалуй, Наталья Лозовая. Когда в Троицкое приехали первые военные, она носила им сало и мед, кастрюли и все, что было нужно. Первой из поселка ушла на передовую. Найти Наталью просто – в продуктовом магазине «Посети». Женщину можно увидеть за прилавком или и по другой работой: измеряет кому давление, а кого-то просто должен выслушать. Всю жизнь Наталья работала участковой медсестрой: хирургия, родильное отделение. Когда пошла на выслугу, решила начать собственное дело. В 2016 году открыла этот магазин.
В окрестностях есть целые села, которые приехали из России, где более 90% людей признают родным русский. По названиям их можно легко узнать: Аношкино, Сиротино. А рядом с ними – преимущественно украиноязычные – Тарасовка, Новочервоное. «Когда села вымирают, все подтягиваются сюда. В Троицком уже мы перемешаны. Сейчас люди о войне не говорят. Поняли, что они не нужны России, не нужны они и... не нужны никому. Люди просто разуверились. Выживают», – поделилась она.
В Троицком внукам все же больше рассказывают о другой войне. С нынешней, говорят, еще попробуй разберись, на чьей стороне правда. Говорят, Вторая мировая – та война, когда было понятно, кто враг.
В январе поселок отмечал 75-ю годовщину освобождения от нацистов. По этому случаю в местном краеведческом музее выставлена экспозиция, посвященная участникам и ветеранам войны. По словам директора музея Натальи Мельник, все памятники здесь ухоженные, в том числе и по селам. «Школьники воспоминания собирают. У нас День победы – это праздник. Не стоит вопрос, идти или не идти», – говорит главная хранительница фондов музея Наталья Лопашко.
В нескольких селах есть волонтеры-краеведы, которые пишут историю своего рода и деревни – целые книги. «Раскольничество никогда ни к чему доброму не приводило. Начни рушить, с фундамента начни вытаскивать блоки, что будет со зданием? Развалится, и все. Были мы вместе. Нет, сказали: там сепаратисты, а тут мы, хорошие. Начали разбивать на куски», – говорит Наталья Лопашко.
«Никогда не було идеально. Но все хорошо. Мы сильные, мы мужественные, мы выживем», – добавляет инициатор создания музея Лидия Алексеевна.