Нынешняя линия фронта на Донбассе на половину, в размере 1640 кв. км, не соответствует линии соприкосновения, официально установленной в сентябре 2014 года Минскими соглашениями. Это основной камень преткновения в вопросе разведения сил и средств. Об этом 8 апреля заявил представитель Украины в группе по вопросам безопасности в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) в Минске Евгений Марчук.
Он отметил, что есть ключевые вопросы в урегулировании вооруженных конфликтов. Кроме прекращения огня, необходимо развести боевые части – «хотя бы на 20 км друг от друга, чтобы они не видели друг друга». Однако, из международного опыта, кроме прекращения огня, разведение сторон ни у кого не получалось.
«Вот возьмем нас. Говорим о разведении. А как разводить? От какой линии? Сегодня линия фронта, хотя формально она называется линией соприкосновения, – 426 км. Мы запланировали развод сил и средств на трех участках, на двух развели лишь на расстояние по одному километру, и только на одном удалось по 15 км. Но, согласно Минским документам, которые подписаны, согласованы, в том числе в ООН, существует линия по состоянию на 19 сентября 2014 года, она и была определена линией соприкосновения. Так та линия с ныне существующей по факту не совпадает почти на половину, потому что после сентября 2014 года были наступательные действия наемников российских войск, в результате которых мы потеряли Дебальцево и т.д. И если в целом несовпадение по линии примерно на половину, то в площади это 1640 кв. км территории Украины», – заявил Марчук.
Он пояснил, что в процессе развода сил и средств у села Петровское (Донецкая обл.), был утвержден принцип: Украина отводит войска от линии соприкосновения на 15 км, а вторая сторона отводит на 15 км не от фактической линии соприкосновения, а от линии по состоянию на сентябрь 2014 года.
«Мы настаиваем, что сейчас необходимо применять этот же принцип, поскольку он базируется на подписанном документе. Но ничего не выходит. Потому что российская сторона говорит: вы с ними (представителями "Л-ДНР", – прим. ред.) договаривайтесь. Но мы же понимаем, что пока Россия не согласится, в ОРДЛО* никто не согласится на наше предложение. Я тогда сказал: если российская сторона и ОРДЛО, которое подпевает, не признают подписанный в сентябре 2014 года документ, то вы так и скажите – и мы тогда будем понимать, что вы не придерживаетесь Минские соглашения. И раз мы в этом вопросе не можем договориться, то мы зашли в тупик, из которого практически нет выхода», – продолжил политик.
Он акцентировал, что пример по вопросу разведения сил и средств демонстрирует, как можно «грамотно» заблокировать переговорный процесс, не делая громких заявлений. «Просто не соглашаются, и все. А если, как нам предлагают, забыть про указанные 1640 кв. км территории, тогда весь Минский процесс перечеркивается», – резюмировал Марчук.