В 20 прифронтовых населенных пунктах Луганской и Донецкой областей с гражданским населением работают психологи. Об их работе вдоль линии разграничения рассказал практикующий психолог, руководитель направления психологической помощи «Восток-SOS» Алексей Бердник (на фото) в эфире «Громадського радіо», а также поделился простыми практиками релаксации в ситуации напряжения.
«Мы выбрали формат работы с группами, работаем как со взрослыми, так и с детьми. Основной фокус внимания, на котором мы концентрируемся в нашей работе, – это работа с симптоматикой, которая сводится к симптоматике стресса и психотравмы. Направляя людей на адаптацию к новым изменившемся условиям, мы так или иначе подталкиваем их деликатно на то, что они могут влиять на свою ситуацию самостоятельно, и на часть вопросов в своей жизни они сами могут найти ответ. В некоторых населенных пунктах это работает, люди начали заниматься медиацией конфликтов внутри громады, психосоциальной поддержкой и так далее», – сказал он.
Бердник рассказал об одной из последних работ с группами. «Последняя работа с группами была в Счастье, которое находится в меньше, чем 10 км от линии фронта. Там люди отчетливо до сих пор слышат звуки войны. И там даже наблюдается ситуация, когда у людей меняется самочувствие на фоне этих стрессовых реакций, это так называемая соматизация процесса», – поделился он.
Психолог отметил, что дети по-разному воспринимают ситуацию вооруженного конфликта: кто-то с определенным инфантилизмом, кто-то более серьезно на это смотрит. Но на взрослых, которые привыкли оценивать свои перспективы на будущее, не видя изменений, это отражается больше.
Также, по словам Алексея Бердника, всегда есть ситуация, внутри которой человек испытывает стресс. «Происходит ситуация, после которой человек испытывает проблемы со сном, у него может биться сильно сердце, может быть какая-то тревога. Если после этой ситуации проходит некоторое время, и эти симптомы пропадают, то беспокоится не о чем. Если же симптомы продолжаются, то человеку нужна поддержка. У каждого человека есть шаблоны реагирования на любые ситуации – если происходит что-то непривычное, мы испытываем стресс. Тут тоже можно сделать вывод, что если мы испытываем что-то непривычное, из-за этого испытываем стресс, то этот стресс указывает нам на то, что пришло время получить новый навык, какой-то новый способ реагирования. С этой точки зрения стресс – это такая указка, что стоит чему-то новому научиться. И обучаясь чему-то новому, человек возвращается к своей рутинной жизни с уже каким-то новым умением. Если же он к этому выводу не приходит, что чему-то новому нужно научиться, то его обстоятельства могут не улучшиться, что приведет к кризисной ситуации, из которой выходить не проще, чем из обычной стрессовой. Иногда в кризисной ситуации нужна поддержка, в том числе, на уровне громады. И выход из такого кризиса – это обучение новым навыкам, это понимание новой реальности. Поэтому есть даже концепция посттравматического роста, когда человек преодолевает кризис, и оказывается, что он приобрел множество различных умений, видение смысла своей жизни, и иногда такие люди оценивают свои травматические ситуации, как некий урок. И это очень важно», – рассказал психолог.
По мнению Бердника, любой кризис, который человек преодолевает – обогащает. «На уровне громад можно обучать способам разрешения конфликта. Часто бывает, что люди говорят об одном и том же на разных языках. И если задать просто уточняющий вопрос, а не бурно реагировать, то мы будем идти к экологично развевающемуся сообществу. Дальше – каждый человек должен знать, что такое саморегуляция и как управлять своей вегетативной нервной системой, как снижать стрессовый градус внутри тела. А также, что очень важно и является причиной большинства кризисов, это нерелевантность самообеспечения. Потому что экономическая ситуация меняется, мы являемся свидетелями смены эпох и подходим к тому, что каждый сам для себя создает рабочее место. И если мы говорим о громадах, то они могут объединяться и думать о сильных сторонах своей территории, на которой они находятся, и понимать, как эти сильные стороны можно использовать, чтобы развивать свое будущее и будущее своих детей», – подытожил психолог.
Для релаксации в ситуации напряжения Бердник рекомендует технику под названием «5, 4, 3, 2, 1». «Начинаем с цифры 5. Пять – это количество визуальных объектов, которые нам нужно найти. И эти объекты должны быть определенного цвета. Например, выбрать белый цвет. Мы находим белые предметы и считаем. Это можно делать везде и в любое время. Потом цифра 4. Четыре – это количество кинестетических ощущений. То, что мы ощущаем – как одежда прикасается к нашей коже, как мы стоим. Можно прикоснуться к себе, можно почувствовать, как мы опираемся на пол или на землю. Если мы сидим, то значит как касаемся спинки. Нужно насчитать четыре ощущения – то, что мы чувствуем кожей. Далее – цифра 3. Три – это количество источников звука, которые мы воспринимаем. Цифра 2 – два запаха. Цифра 1 – скажите какое-нибудь приятное слово о себе сам себе – комплимент», – рассказал психолог.