Затопление шахты «Юнком» (НКТ*, Енакиево, пос. Бунге, до переименования Юнокоммунаровск, Донецкая обл.). может привести к необратимым последствиям. Такое мнение высказывают украинские и российские ученые, передает российское отделение «Радио Свобода».
По словам спикера Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Тараса Козулько, украинские специалисты не имеют доступа к шахте с 2014 года.
«Нами была в свое время была проведена экспертиза, согласно которой рекомендовалось, что объект "Клеваж" должен храниться с откачкой воды, чтобы не было выхода радионуклидов на поверхность, и это официальная позиция нашего органа. Другой вопрос о рисках, которые существуют. Объект все же находится на глубине около одного километра и какова будет концентрация радиации и последствия для населения при его нынешнем режиме закрытия никто точно не скажет. Мы не можем сказать и в какие сроки эта шахта заполнится водой, и когда она может разрушиться – это вне нашей компетенции. С 2014 года доступа к объекту "Клеваж" мы не имеем», – поясняет Козулько.
Известный гидрогеолог, доктор технических наук Евгений Яковлев возглавлял группу, которая вела полевые исследования на Донбассе в ходе этой войны.
«Поддерживать водоотлив с глубины около одного километра в шахте "Юнком" и сразу автоматически в связанных с ней двух соседних шахтах – "Полтавской" и "Красный Октябрь" – дорогое удовольствие. И поэтому возникает желание выйти на затопление шахт и подобрать этому какое-нибудь удобное объяснение. В 2002 году мы с еще одним моим коллегой прошли по двум выработкам-уклону, где закладывался ядерный заряд, и по штреку под самой камерой. Померяли радиоактивность там – она была близка к фоновой, с повышением в зонах нарушений капсулы, где мигрировали соединения урана – до 15–18 микрорентген в час. Тогда же с Датской геологической службой, горняками и Национальной комиссией по радиационной защите была выработана и обоснована схема, что целесообразно для стабилизации ситуации было произвести работы. Предлагалось внизу под радиоактивной капсулой сделать закладку жестким сорбентом циалитом, а с боков камеры такую же бентонитом – он при увлажнении набухает и становится непроницаемым. Мы тогда обнаружили, что в прудах-отстойниках, куда идет сброс шахтных вод, в том числе шахты "Юнком", вода имела повышенный в 2–3 раза по сравнению с общим радиационный фон! Это всех нас насторожило. Поэтому и были выработаны эти рекомендации. Сейчас же никто нам не сообщил при прекращении откачки воды (на шахте "Юнком". – прим.), в чем улучшена система мониторинга за миграцией радиации? Причем и при спокойном сжатии камеры, и в аварийном, когда возможен выброс радиоактивной воды на поверхность и есть ли система прогнозирования этих ситуаций? Проведены ли какие-либо изолирующие подготовительные работы? По консервативной схеме все же эти моменты надо было разработать и как-то смоделировать, и спрогнозировать», – сказал он.
По словам Яковлев, вынос водой радиоактивности наружу не единственная опасность.
«Рассчитывать на то, что устоит (капсула – прим.), конечно, нельзя, потому что бурение зондировочных скважин в 1989 году показало, что там уже имелась осыпь и разрушения этой капсулы. И примерно четвертая часть объема капсулы уже была заполнена обрушившимся материалом. Дальше рассчитывать ситуацию нужно по консервативной схеме – будет схлопывание и залповый выход радиоактивности в количестве где-то 50 кюри, растворенной в том объеме воды, который к тому времени скопится в этой шахте и соседней "Красный Октябрь". Движение ее может быть по выработкам на украинскую сторону в выработки той же шахты "Южная". Или эта вода пойдет в подтопление прилегающей территории, тут будет риск смещения радиоактивного фона, может не аномального, а сигнального загрязнения», – считает ученый.
При этом он подчеркивает, что так эта шахта как раз и находится при водораздельной части, скорее всего по сбойкам выработок она и попадет на водоотлив в сторону Северского Донца.
Он также отметил, что по итогам исследования загрязненности Северского Донца при входе в зону конфликта и при выходе его на территорию Российской Федерации в 2016 году было зафиксировано трехкратное повышение минерализации воды, а вот по микрокомпонентам, органохимии в отдельных анализах повышение идет в 8–10 раз.
Угольное предприятие шахте «Юнком» входило в ГХК «Орджоникидзеуголь». Шахта считалась опасной из-за скопления газа. 16 сентября 1979 года с целью снижения напряжения в горном массиве, на шахте был произведен подземный ядерный взрыв (Объект «Кливаж»).
Напомним, в «ДНР» проинформировали, что откачка воды на шахте «Юнком» будет полностью остановлена 14 апреля.
В «ДНР» заявили, что имеют необходимый кадровый и научно-технический потенциал для систематического наблюдения за состоянием радиационного фона на шахте «Юный коммунар». При этом министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц заявило о радиационной опасности объекта «Кливаж» на шахте «Юнком».
Как сообщалось ранее, в «ДНР» было принято решение о начале 1 июля 2017 года затопления шахт «Полтавская» и «Енакиевская» (ранее угольные предприятия входили в ГП «Орджоникидзеуголь», г. Енакиево), расположенных по соседству с шахтой «Юный Коммунар». Это приведет к подтоплению и шахты «Юнком», в которой находится стекловидная капсула, образовавшаяся после ядерного взрыва. .
Экологи считают, что затопление шахты «Юнком» может нанести катастрофический урон целому региону и акватории Азовского моря.
Посольство США также заявило об обеспокоенности информацией о загрязнении радиоактивными отходами территории Донбасса.