Первый троллейбус в Донецке запустили 31 декабря 1939 года. С того времени этот вид транспорта стал в городе основным.
В настоящее время на маршрутах работают четыре модели троллейбусов.
Дедушка троллейбусного парка – ЗиУ-9 - уроженец завода им. Урицкого города Энгельса Саратовской области. Серийно выпускался с 1972 года по 2014-й и стал самой массовой моделью не только в Советском Союзе, но и в мире. В Донецк машина стала поступать в 1972-м. Внешне похожая на коробку, без каких-либо округлостей и обтеканий, да и внутренне не отличавшаяся особыми изысками, эта машина была и вместительной, и неприхотливой, и практичной. По разным сведениям город получил более 500 машин. Они очень продуктивно отработали свой срок и честно выполнили свое предназначение. В середине 90-х постепенно ЗиУ-9 начинали списывать и резать на металлолом. Часть троллейбусов на всякий пожарный ставили в депо – резерв для каких-либо экстренных моментов. Сейчас, уже при «ДНР», этот резерв вышел на маршруты.
В 1992 году в Днепропетровске (нынешний Днепр) на заводе Южмаш начали выпускать отечественный троллейбус – сначала сочлененные машины марки ЮМЗ-Т1, чуть позже в 1993 было налажено производство одинарных машин ЮМЗ-Т2. И в 1995 году ЮМЗ начали курсировать по магистралям Донецка. Это была уже более современная и более тихая машина. Просторный, светлый и вместительный салон, современная (на тот момент) бесшумная тиристорная система управления, хорошая вместительность, – все это позволило троллейбусу на долгие годы стать рабочей электролошадкой Донецка. В 2008 году производство днепропетровских машин было закрыто. Но ЮМЗ-Т2 и по сей день трудятся во многих городах Украины, в том числе и в Донецке.
В апреле 2011 года в Донецке появились новые сиреневые троллейбусы с символикой предстоящего чемпионата Европы по футболу. Все это происходило благодаря государственной программе обновления подвижного состава общественного транспорта в городах, принимающих Евро 2012. Сначала по второму маршруту забегали сочлененные ElectroLAZ-20, позже появились и одинарные ElectroLAZ-12 Львовского автозавода. Такие современные машины вызвали у дончан одновременно и небольшой шок и радость. И хотя эти львовские троллейбусы выпускались в Украине еще с 2006 года, для жителей Донецка они стали буквально окном в Европу, приобщением к современности, к новой жизни.
Вот эти четыре модели трудятся сейчас в пока неподконтрольном украинской власти Донецке.
Теперь о техническом состоянии машин, вернее – о том, что видится простому обывателю. Как и люди, транспорт в городе не молодеет. Новых машин не поступает, приходится довольствоваться тем, что есть.
Старички ЗиУ-9 выглядят под стать своему возрасту (а это 35-40 лет!). Довольно потрепанные, местами ржавеющие, поскрипывающие, дребезжащие и шумящие и, тем не менее, все-таки работающие. Конечно же, их подлатывают и подкрашивают, но убогость скрывать все труднее.
Чуть получше выглядят днепропетровские троллейбусы. У ЮМЗ все-таки возраст поменьше. Но и они тоже страдают и ржавчиной и повышенным шумом и дребезжанием стекол. Троллейбусы, обклеенные пленкой с рекламой, выглядят неплохо. Довольно вместительные, они хорошо справляются с перевозкой пассажиров.
«Почти» новые львовские троллейбусы еще резво бегают по улицам города. Их состояние более-менее приличное. Хотя в салонах уже кое-где отваливается краска, облазят поручни. Электронные компостеры еще в 2015-м сняли и заменили опять на механические.