Встреча президентов Владимира Путина и Дональда Трампа — шанс на то, что хотя бы на символическом уровне будет продемонстрирована готовность к диалогу, и что две сверхдержавы сблизятся. И уже это стало бы важнейшим политическим событием. Кризис на Украине и в Сирии, как и «вмешательство» Москвы в американские выборы, будет главной темой предстоящего саммита президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина 16 июля в Хельсинки. Выбор пал на финскую столицу, хотя, как сообщали СМИ, рассматривалась также Вена. Символика столицы Австрии, вероятно, показалась неуместной, поскольку в июне 1961 года в Вене встретились советский лидер Никита Хрущев и американский президент Джон Кеннеди за полтора года до Карибского кризиса. Следующий саммит в Вене, в 1979 году, прошел при участии Джимми Картера и Леонида Брежнева. Тогда был подписан второй советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), и, таким образом, была заложена основа для всех дальнейших договоренностей между двумя сверхдержавами в области сокращения ядерного арсенала (1991, 1993 и 2010 годы). С другой стороны, Хельсинки стал «местом встречи» Востока и Запада более 40 лет назад. В 1975 году в столице Финляндии прошло знаменитое Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. С исторической точки зрения тогда от встречи в Хельсинки больше выгоды получили американцы, однако и СССР извлек для себя некоторые положительные моменты. Другое дело, что Москва Брежнева и Горбачева не умела пользоваться шансом и минутами американской слабости и готовности на уступки, которые случались в то время. Теперь мяч снова на стороне Путина, и исторические обстоятельства очень схожи: мир снова страдает от экономического кризиса, нестабильна безопасность, идет новая холодная война, которая в некоторых аспектах еще опаснее предыдущей. Удастся ли России при нынешней расстановке сил в мире успешнее воспользоваться козырями, которые она держит в руках, и проявит ли администрация президента Трампа больше прагматизма и готовности к достижению компромисса, чем предыдущая администрация Барака Обамы?
Исторический шанс От внимания наблюдателей не ушла смена риторики Трампа в последнее время. Впервые, месяц назад на саммите Большой семерки в Канаде, американский президент отметил, что Россия должна быть в этом объединении, откуда ее исключили после присоединения Крыма в 2014 году. Затем, на прошлой неделе, отвечая на вопросы журналистов о том, возможно ли, чтобы Вашингтон отменил санкции против Москвы и признал Крым частью России, Трамп загадочно ответил: «Посмотрим». Конечно, подобные туманные ответы могут ничего не значить, и не стоит на их основании делать масштабные умозаключения, но все-таки факт в том, что, попадая в публичное пространство, они обретают легитимность и заставляют других игроков задуматься. При этом Трамп назвал конкретные темы предстоящего саммита с Путиным, отдельно отметив Украину и Сирию.
Крым, часть украинского пазла, будет на повестке саммита, несмотря на заявления Москвы о том, что статус полуострова не обсуждается. В середине июня официальный представитель российского Министерства иностранных дел Мария Захарова подчеркнула: «Для Российской Федерации вопрос обсуждения статуса Крыма является закрытым. Еще раз хочу обратить внимание: если есть вопросы относительно статуса Крыма, нужно заглянуть в Конституцию РФ». В этой связи ясно, что упоминание Трампом Крыма — ход, призванный ободрить Москву, ведь разговор о статусе полуострова возможен, только если Запад решит пересмотреть свою позицию. Однако, если говорить объективно, ждать такого поворота не приходится, по крайней мере от США, ведь это означало бы коренное изменение американской внешней политики. Поэтому предстоящий саммит Путина и Трампа — это, прежде всего, шанс, что хотя бы на символическом уровне будет продемонстрирована готовность к диалогу и поддержанию контактов на высшем уровне, несмотря на то, что вот уже почти десять лет российский и американский президенты не наносили друг другу билатеральных визитов. Возможно, встреча в Хельсинки даст сверхдержавам шанс немного сблизиться, а в нынешних международных условиях это стало бы важнейшим политическим событием. Не стоит забывать, что последний раз с визитом в США приезжал Дмитрий Медведев в 2010 году. Тогда президент РФ провел в Америке три дня, побывав в Сан-Франциско и Вашингтоне. В памяти еще живы фотографии из Арлингтона, пригорода Вашингтона, где Медведев и Обама ели гамбургеры. Следующая встреча должна была состояться в Москве не позднее 2012 года, но ее так и не произошло из-за неготовности и проволочек со стороны администрации Обамы. Не секрет, что Вашингтон был крайне недоволен тем, что Путин баллотировался на выборах 2012 года, и бесконечные отсрочки визита Обамы были одним из способов США выразить свое недовольство. Это опровергает все теории о том, что ухудшение российско-американский отношений произошло из-за Крыма и украинского кризиса. Нет, все произошло намного раньше, в том числе из-за нежелания Путина прислушиваться к «советам» Вашингтона по поводу того, стоит ли ему баллотироваться в президенты или нет. США беззастенчиво вмешивались во внутренние политические процессы в России и ее выборы, однако западные аналитики предпочитают об этом умалчивать. Зато они всячески акцентируют российское вмешательство, о котором написаны тысячи статей и книг, сняты сотни программ.
Темы, которые Обама «упустил» Еще с 2010 года очередь остается за американским президентом, который должен приехать в Россию, и вряд ли стоит ожидать от Владимира Путина, что он нарушит порядок. Тем более паритет в отношениях держав — это правило, от которого очень редко отступают. В качестве президента Путин побывал в США семь раз (не только в рамках билатеральных визитов, но и во главе государственных делегаций, которые участвовали в заседаниях Генеральной ассамблеи ООН). В последний раз президент РФ приезжал в США в сентябре 2015 года, непосредственно перед началом российской интервенции в Сирии. Тогда он еще раз призвал американское руководство к совместным действиям в борьбе против терроризма. Наиболее продуктивно Путин сотрудничал с Джорджем Бушем-младшим. В те времена лидеры России и США виделись не только на официальном уровне, но и вдали от столиц — в местах частного отдыха. С приходом Обамы такие встречи ушли в прошлое, и в последние десять лет отношения двух стран характеризуются в основном как холодная война. Теперь, как заявил Трамп, он будет «говорить с Путиным о мире». Это еще один риторический поворот, и американский лидер сказал, что отмена санкций зависит от того, «какие шаги предпримет Россия». «Мы собираемся обсудить с Россией многие вопросы. Мы собираемся говорить об Украине, о Сирии, о выборах. Мы не хотим, чтобы кто-либо вмешивался в наши выборы. Мы будем говорить о происходящих в мире событиях. Мы будем говорить о мире», — подчеркнул Трамп, но не забыл при этом добавить, что на саммите могут быть подняты такие темы, которые «упустил» Обама. Одной из этих тем может стать и российское присоединение Крыма, поскольку американский лидер заявил, что «президент Обама допустил это». Отдельно Трамп отметил тему разоружения в мире. Он допускает, что мировую ситуацию удастся улучшить с помощью России и Китая. Он также считает, что было бы хорошо наладить отношения с Китаем и Россией.
Конструктивная роль России Саммит запланирован в момент, наиболее удобный как для обоих государств, так и для их лидеров. Трампу необходимо консолидировать свою позицию, прежде всего внешнеполитическую, в год, когда уже приближается очередная президентская кампания в США. Хотя на первый взгляд кажется, что она начнется нескоро, Трамп не скрывает желания получить еще один мандат в Белом доме, и, судя по всему, ни Москва, ни Пекин ничего не имели бы против такого сценария. С другой стороны, для Путина важна любая встреча с западными лидерами, в особенности американским. Тем самым российский президент дополнительно легитимизирует свою внешнюю политику, в частности по Крыму, Донбассу, Сирии, а также строительству «Северного потока — 2», которому Вашингтон всячески сопротивляется и блокирует эту инициативу через своих сателлитов в Европейском Союзе. В этой связи не осталось незамеченным участие российского министра энергетики Александра Новака в форуме в США, где он встретился со своим американским коллегой Риком Перри и министром финансов Стивеном Мнучином. К ним присоединился и комиссар по вопросам энергии ЕС Марош Шефчович. Темой встречи стал как раз газопровод «Северный поток — 2» и возможные американские санкции против европейских компаний, которые участвуют в этом проекте. О том, что компромисс возможен, свидетельствует та конструктивная роль России, которую она играет в переговорах со странами ОПЕК, где в последнее время царит согласие в том, что касается увеличения добычи нефти, а это было одним из американских требований. Так Москва открыто пошла навстречу интересам Вашингтона, что неминуемо должно способствовать здоровой атмосфере на саммите Трампа и Путина. Конкретным результатом — если переговоры пойдут по плану — может стать частичное ослабление санкций против отдельных российских компаний. И более радужные перспективы мира на Земле.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Оставить комментарий