МОСКВА, 29 июн, Альфия Еникеева. На месте Москвы 150 миллионов лет назад было море. Зубастые рептилии охотились за головоногими моллюсками, морские крокодилы гонялись за гигантскими осьминогами, а на немногочисленных островах бродили динозавры. РИА Новости рассказывает о самых интересных палеонтологических находках в мегаполисе.
"Москва стоит на дне юрского моря. На геологической карте города и окрестностей хорошо видно, что почти половину территории покрывают отложения юрского периода. В то время — 200-145 миллионов лет назад — уровень Мирового океана на сто метров превышал нынешний", — объясняет Андрей Журавлев, профессор кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
В холодных морях юрского периода, насыщенных растворенными фосфатом и кислородом, расплодились мелкие одноклеточные организмы. Их поедали рачки (в основном двустворчатые остракоды), рачками питались головоногие моллюски — аммониты, белемниты, похожие на осьминогов десятиметровые вампироморфы и двадцатиметровые кальмары с огромными крючьями на щупальцах. Вся эта армия моллюсков, в свою очередь, кормила морских ящеров — плиозавров, плезиозавров и ихтиозавров. Пищевая цепочка работала бесперебойно.
"Море образовалось на месте Москвы ближе к середине юрского периода. В начале юры здесь была суша, с реками, болотами и озерами — на востоке Подмосковья мы находим останки болотных черепах возрастом до 165 миллионов лет. Потом из-за прогибания земной коры суша опустилась, и с юго-востока пришли водные массы. Москва стала частью большого Среднерусского моря", — рассказывает Василий Митта, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН.
Ученый демонстрирует последнюю версию геохронологической шкалы — золотого стандарта в палеонтологии и геологии. Специалисты, для которых геологическое время и хронология событий далекого прошлого — непосредственные объекты изучения, редко называют точные даты. Для них важнее, что окаменелости относятся, например, к батскому или титонскому ярусу, а не их возраст в миллионах лет.
Митта шутит, что на геохронологической шкале умещается вся история Земли: сменяющие друг друга эпохи, возникающие и вымирающие виды животных, и Москва, то скрывающаяся под толщей воды, то вновь появляющаяся на поверхности.
"Перламутр раковин аммонитов — один из самых прочных и одновременно легких природных композитов. Эти моллюски могли быстро плавать и не бояться, что их съест первый же встреченный хищник. Лишь гигантские морские рептилии могли прокусить или раздавить такую раковину большими крепкими зубами", — говорит Андрей Журавлев.
По его словам, охотники за раковинами аммонитов и позвонками ихтиозавров могут попытать удачи по береговому склону в районах Фили и Кунцево. Древние окаменелости попадаются в Коломенском, недалеко от музея-заповедника, и в Сабурово. Одно из самых богатых на находки мест сейчас в котлованах строящегося делового центра "Москва-Сити", но чтобы пройти туда, понадобится специальное разрешение.
"В прошлом году около станции "Ломоносовский проспект" люди буквально на земле находили раковины аммонитов и белемнитов. Теперь неспециалисту проще всего обнаружить следы ископаемых животных на отвалах метро. Вся порода, которая вынимается при строительстве новых станций, вывозится на разные городские газоны", — заключает исследователь.