Возможно, вы удивитесь, но в американских журналах, посвященных индустрии моды, советская косметика упоминается довольно часто и в положительно ключе. Вот что пишут американские обозреватели в целом о том, как развивалась косметическая индустрия в Советском Союзе.
Связь между косметической продукцией и политической идеологией может показаться не очевидными, но только не во времена Советского Союза. И до сих пор советская косметика заслуживает пристального внимания, а бренды времен СССР можно купить в интернете.
Если бы мы могли вернуться на сто лет назад во времена Советского Союза, мы бы увидели, что косметика была нормой, а не исключением. Да, средства макияжа относились к дефицитным товарам в СССР, особенно, после Великой Отечественной войны, тем не менее, косметическая промышленность развивалась и выпускала отличные товары с прекрасным дизайном в духе сюрреализма.
Например, были выпущены лимитированные коллекции советского парфюма, которые, по слухам, предназначались специально для шпионов. Секретные формулы ароматов с афродизиаками могли, якобы, влюбить в себя буквально мгновенно.
А для широких масс косметическая отрасль решала самый широкий спектр задач – она не просто продавала тушь для наращивания ресниц, а устанавливала новый кодекс гигиены для самых бедных классов, поддерживала социальное равенство и обеспечивала, чтобы советская идеология главенствовала даже в этой индустрии, казалось бы, далекой от политики.
Макияж, вероятно, не первое, что приходит на ум, когда вы думаете о Советском Союзе. Но духи, крема для рук и пудра были такой же частью империи, как партийные конференции, пропагандистские кампании и пятилетние планы. Фактически, косметика была неотъемлемой частью второго пятилетнего плана (1933-1937 гг.), который, в частности, фокусировался на потребительских товарах и социальном прогрессе.
В начале 20-го века доступность макияжа для всех была одной из инструментов феминизации общества. До этого момента макияж предназначался только для женщин из богатых семей, которые могли позволить себе продукты, импортирующиеся в Россию из Европы. Косметические средства считались роскошью и продавались в больших городах, таких как Санкт-Петербург и Москва.
Массовое производство и распространение косметики в Советском Союзе открыло возможности для всех женщин заняться, как модно сейчас говорить, «улучшайзингом».
Вслед за революцией 1917 года в Советском Союзе был создан траст эфирных масел «TэЖэ» для производства и продажи косметики и средств гигиены. Первый директор траста Полина Жемчужина, бывший глава парфюмерной фабрики «Новая Заря» и жена выдающегося советского политика Вячеслава Молотова, задала тон молодой индустрии косметики.
Будучи большевичкой, Полина Жемчужина служила в Красной Армии, прежде чем посвятить себя созданию косметической промышленности, направив свои страстные политические убеждения в названия продуктов «Красная Москва» и «Ленинград».
ТеЖэ был первым популярным брендом красоты в Советском Союзе, где практически во всех магазинах магазины продавали мыла, крем, пудру, туши, помады и одеколоны.
Жемчужина была первой в отрасли, которая добавила витамины A, E и D к своей косметике, сделав полезными для здоровья. Чтобы помочь улучшить гигиену среди самых бедных социальных групп, бренд TeZhe продавал мыло всего за одну копейку, что было намного ниже заводской цены.
Фактически, бренд стал настолько популярен, что даже нашел отражение в российском фольклоре.
«Теже на твоих глазах
Теже на твоих губах
Теже на щеках
Где я должен поцеловать?»
Духи «Красная Москва» по-прежнему остаются одними из самых узнаваемых в мире, с дизайном бутылочки, напоминающей о башнях Кремля.
История этих духов - загадка. По одной их версий, аромат был создан в 1913 году для императрицы Марии Федоровны, матери последнего императора России Николая II. После революции 1917 года фабрика, создавшая запах, была национализирована, а парфюм переименовали, чтобы убрать все ассоциации с монархией.
Ходят слухи, что Август Мишель, человек, который разработал рецепт, сбежал из России после революции и позже стал частью команды, которая создала Шанель номер 5, объясняя тем самым поразительное сходство между двумя этими ароматам. Несмотря на то, что «Красная Москва» считались самым популярным парфюмом СССР, они относятся к сложным ароматам. А вот знаменитый «Тройной» одеколон, напротив, славился резким, убойным запахом, ну и мог служить альтернативой алкогольным напиткам.
Косметика советской эпохи отличалась высоким качеством, пишут американские обозреватели мод.
Сегодня есть американские поклонники «Красной Москвы», которые делают покупки этих духов на Amazon, оставляют отзывы, описывая парфюм, как очень элегантный, сложный и роскошный ретро-аромат. Большим спросом пользуется крем марки «Балет» и крем «Детский», который американские мастера тату-салонов признали одним из лучших для ухода за кожей после нанесения татуировок.
Советская реклама косметики впечатляет дизайнеров. Разработанные в разных стилях от «социального реализма» до «Арт-деко», рекламные плакаты были созданы для женщин из разных социальных групп и с разным типом телосложения. Современные дизайнеры считают эти старинные плакаты более яркими, феминистскими и культурно ценными, чем современные эквиваленты.
Однако в России сегодня большинство компаний стремятся дистанцироваться от косметики советской эпохи. Твердые туши советской эпохи - вы должны плюнуть в коробочку, прежде чем наносить тушь на ресницы, сменились жидкими и более удобными в применении вариантами, вместо простым кремов и лосьонов с элементарной рецептурой появились сложносоставные косметические средства ухода за кожей, не говоря уже о шампунях и зубных пастах.
Начиная с перестройки, советская косметическая индустрия пала перед экспансией крупных международных брендов. Но, как знать, если история развивается по спирали, может все еще вернется, и мы увидим на прилавках лучшие косметические продукты времен СССР.
Москва. 23 октября. Бронислава Сваровски
Оставить комментарий