«СтарХит» решил вспомнить несколько самых интересных фактов из фильма. Петербургский журналист Михаил Садчиков лично знал Виктора Цоя, Майка Науменко и Бориса Гребенщикова. Он откровенно рассказал, какими были герои, ознаменовавшие начало новой эпохи.
«Мне Витя запомнился совсем другим. Он был немногословный, тихий, скромный. Представьте, даже со своим первым директором Юрием Белишкиным, он до самого последнего момента общался на «вы». Помню немногословного Цоя, который в начале 80-х годов пришел ко мне на интервью вместе с музыкантом Георгием Каспаряном (гитаристом группы «Кино»). Общались мы в формате «вопрос – ответ», никаких лирических отступлений, шуток, рассуждений. Четкий вопрос – четкий ответ. Таким же он был на творческом вечере в Ленинградском Дворце Молодежи в конце 80-х годов, где я был ведущим – минимум слов, максимум музыки», – поделился Михаил.По сюжету фильма «Лето», Виктор Цой приходит к Майку Науменко просить помощи. История сохранила факты, что музыкант действительно в начале своей карьеры советовался с друним музыкантом.
Науменко окончил спецшколу и хорошо знал английский язык, увлекался музыкой – в советское время он был одним из первопроходцев в жанре ритм-энд-блюза, а также рок-н-ролла. Правда, в фильме упор делается на то, что Цою больше помог Майк, хотя это не совсем так – первый альбом Виктора продюсировал Борис Гребенщиков, который и представил широкий публике молодого артиста.
«До сих пор идут большие споры, похожи ли актеры фильма на своих прототипов. Рома Зверь, для которого эта роль стала одной из первых в карьере, очень точно выразил образ Майка. В какой-то момент я даже ловил себя на мысли, что передо мной живой Науменко, настолько ярко Зверь вжился в роль: все эти заумные фразы, взгляды, полутона. Сложнее с корейским актером Тео Ю. На концертных выступлениях Тео довольно точно передает мимику и движения Цоя, который на сцене был словно струна. В жизни же почти двухметровый Цой был плавным и размеренным, и по большей части без эмоций, а в фильме Серебренникова он показан другим», – отметил Михаил.Был ли роман между Натальей Науменко и Виктором Цоем, это один из главных вопросов, который встает после просмотра фильма «Лето». Вокруг Цоя окружало много женщин, которые симпатизировали ему, еще бы: высокий, атлетичный, немногословный, с гитарой. Майк же души не чаял в своей Наташе, которую сильно любил и в браке у них родился сын Женя.
Свидетели подтверждают, что романа между Натальей и Виктором быть не могло. Сам Борис Гребенщиков в одном из интервью говорил о том, что Майк и Цой были приятелями, поэтому увести любимую женщину у друга погибший музыкант не мог.
«В недавнем своем интервью Наталья Науменко отмечает, что Майка нельзя было назвать хорошим отцом – он много работал, был погружен в творчество, а вот сыном в детстве занимался мало. И в пример ставит Виктора Цоя, которого называет хорошим отцом. Но авторы фильма явно перестарались со сценой, когда Цой намыливает попку младенцу Науменко. Хотя Цой в роли няньки выглядит довольно-таки трогательно, учитывая его любовь к своему единственному сыну Александру Цою», – отметил Садчиков.
Также в фильме «Лето» Цой идет записываться на студию к Андрею Тропилло. На самом деле, действительно в 80-е годы в СССР профессиональная запись музыкальных альбомов была большой редкостью, и будущие звезды старались подружиться со звукорежиссером – именно благодаря нему были изданы альбомы «Аквариума», «Кино» и других звезд. Виктор поехал к нему в студию, чтобы записать несколько песен. Другое дело, что Тропилло в фильме выглядит неожиданно вылизанным и приглаженным, хотя в жизни он всегда немного растрепан и небрежен, с привычным шальным огоньком в глазах. Также в фильме Майк Науменко приходит к Борису Гребенщикову и просит записать альбом Виктора Цоя.
«Борис Гребенщиков всегда стоял особняком в рок-тусовке. Еще тогда, в далеких 80-х, когда ему было около 30 лет, нередко про него можно было услышать слово гений. И хоть Майк и БГ знали друг друга еще до описываемых событий в фильме, сойдясь на почве интеллектуальных пристрастий, тот менторский тон, каким Майк объясняет в фильме Гребенщикову, что может случиться с музыкантом в этой стране, если его не записать, намекая на то, что Цою пора делать альбом, не вытекает из логики характера Бориса Борисовича. Вряд ли такое могло произойти», – рассказал Садчиков.В фильме главные герои то и дело пьют пиво и вино. Алкоголь неотъемлемая часть рокерской молодежи.
«Существует версия, что Науменко сгубил именно алкоголизм. По мнению Бориса Гребенщикова это не так, он сам говорит, что в середине 80-х Майк «употреблял пиво и вино не больше, чем все остальные в этой стране». Но вот уже во второй половине 80-х за ним стал водиться этот грешок. Как-то раз Майк даже давал слово БГ, что все под контролем, но в эти годы он стал хуже писать, говорить и работать. В какой-то момент у него случился инсульт, после которого он все-таки смог оправиться и снова начал выступать. А вот причина смерти Майка до сих пор загадочна: кто-то считает, что его сгубил алкоголь, кто-то называет другую – избиение на улице возле своего дома, после которой он скончался у себя в комнате», – поделился Михаил.Виктор Цой говорит в фильме «Лето», что его песни – не шутка. Доподлинно неизвестно, как к своему творчеству относился сам музыкант, но многие его друзья отмечают, что он не был таким революционером и социально ориентированным человеком, каким его представляют сейчас.
«Даже в знаменитой песне «Мы ждем перемен» вовсе не тот прямолинейный смысл, который принято слышать сейчас. Эту теорию подтверждает и сын Цоя, Александр, который после нескольких лет молчания появился в рок-музыке. Он отмечает, что многие песни Цой писал с иронией, а они интерпретируются сейчас совсем иначе, чем было на самом деле», – подытожил Садчиков.