Премьер-министр назвал Литву самым развивающимся государством в ЕС
Рубль будет падать, налоги расти
Китай создает фонд развития "Шелкового пути"
Попробуем разобраться, почему правительство передумало повышать пособие по безработице.
В конце марта Минтруд объявил о повышении пособия по безработице, а также о повышении эффективности социальной поддержки безработных.
Казалось бы, давно пора - последнее повышение было предпринято во время кризиса 2008 года и помогло людям его пережить. Но с тех пор его ни разу не индексировали, и в настоящее время пособие по безработице не дотягивает даже до прожиточного уровня. Его минимальный размер составляет 850 рублей, максимальный - 4900.
Повышение эффективности тоже не помешало бы. А то анекдоты о центрах занятости уже успели обзавестись солидной бородой: «Гении на работу нужны?» - «Молодой человек, вакансия по уборке туалета уже закрыта».
По данным Росстата, безработных всего 3,8 млн россиян, или 5% рабочей силы. При этом в государственных учреждениях службы занятости зарегистрировано 800 тыс. человек, из них 700 тыс. получают пособие по безработице. Возникает вопрос о целесообразности немалых расходов государства на поддержание этой неэффективной инфраструктуры, которая не в состоянии контролировать безработицу.
Но что-то пошло не так. Что именно, сказать сложно. Да и не нужно. Мы уже привыкли наблюдать, как солидные господа переобуваются в воздухе и выделывают пируэты похлеще этого. Теперь российский Минтруд сомневается в необходимости повышать пособие по безработице до минимального размера оплаты труда.
Но все-таки давайте разберемся, почему мы стали свидетелями гибели редкой благой идеи от нашего правительства. Все просто. Оказалось, что в ряде регионов России МРОТ сопоставим со средним заработком, а следовательно, такая работа окончательно потеряет смысл. Это означает, что нарисованные показатели безработицы покажут свое истинное лицо.
Пока Росстат рапортует о рекордно низком за 25-летнюю историю уровне безработицы, эксперты рисуют совершенно другую картину. По исследованию «Левада-центра» около 40% называли острой проблемой российского общества рост безработицы.
Аналитики Sberbank CIB оценили уровень безработицы среди опрошенных в 10%, а доля частично трудоустроенных достигла рекордного уровня - 11,1%. Официально неформальная занятость выросла с 2011 года с 11 млн человек до 17 млн, а скрытый фонд оплаты оценивается в четверть всего объема оплаты наемных работников.
Специалисты РАНХиГС более пессимистичны: по их данным, в теневой рынок вовлечены 30 млн, или более 40% экономически активного населения. Таким образом, уровень теневой безработицы находится в вилке от 17 до 30 млн человек.
Одна из фундаментальных причин скрытой безработицы - это именно нищенская заработная плата. Тут бы подумать, что сделать этакого правительству, чтобы создать новые рабочие места, особенно для квалифицированных работников, но с этим плохо. Помнится, как-то был разговор о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест к 2018 году. Эту цель даже прописали в майских указах.
Но вот свежая выдержка из отчета за 2017 год Счетной палаты Алексея Кудрина: «Высокопроизводительных рабочих мест планировалось создать 25 млн, добились только 16 млн. При этом сама методика расчетов серьезно менялась».
Обратите внимание на важную оговорку про методику расчета. Это означает, что в «высокотехнологичные» приписывали все что только можно, но так и не смогли натянуть сову на глобус.
В России сложилась уродливая модель рынка труда - система обеспечивает высокую занятость и низкую безработицу за счет низкого качества рабочих мест, беспрецедентного неравенства зарплат и совершенно не стимулирует экономику к созданию новых, особенно с высокой производительностью труда.
Проще говоря, хорошей работы с приличными условиями труда становится все меньше и меньше, а доля плохой малооплачиваемой и низкоквалифицированной - растет. На российском рынке труда все больше востребованы грузчики, разнорабочие, ремонтники, водители, упаковщики, продавцы, уборщики и повара.
Отставание России в производительности труда по сравнению с развитыми странами в три раза. За последние десять лет этот показатель фактически не изменился. Откуда здесь взяться экономическому росту и повышению зарплат?
Тенденции последних лет - повальное сокращение заработной платы, перевод людей на временную работу, рост скрытой безработицы. Несмотря на довольно жесткое трудовое законодательство, оно при всем уважении к трудовой инспекции формально защищает права трудящихся. На практике вылететь с работы без отступных и с волчьим билетом - не такая уж и редкая ситуация.
Можно сколько угодно мотивировать людей хоть кнутом, хоть пряником, но если работы нет, то все эти телодвижения малоэффективны.