Во Львовской области переселенка из неподконтрольного украинской власти Алчевска (Луганская обл.), объединившись с местной жительницей села Тухля Львовской области, создала козью ферму «Две Екатерины».
Екатерина Лесная – знаменитая пенсионерка из Алчевска. До 2014 года она брала в аренду заброшенные фермы или склады в шахтерских городках и оборудовала в них производственные помещения. Выращивала грибы и различную зелень: рукколу, укроп, петрушку, мяту. По ее признанию, сеть супермаркетов «Амстор» выкупала всю продукцию еще до того, как она успела созреть. За свои предпринимательские успехи в 2010 году получила президентскую награду.
Сейчас по такому же принципу она создает бизнес в селе Тухля Львовской области, объединившись с местной жительницей Екатериной Илькив. Женщины создали козью ферму «Две Екатерины». Уже сейчас здесь готовят три вида сыра: белый, копченый и карпатскую брынзу.
А еще вместе с другими предпринимателями из туристического кластера взяли в аренду старый объект – 3,5 тысячи квадратных метров заброшенных лабораторий молочной продукции. И здесь хотят создать место притяжения туристов, которые через Тухлю едут на горнолыжный курорт Славское в Карпатах.
Скоро здесь должен появиться центр бойковских хозяйств: ткацкая, кузнечное дома, дом знахаря – все, что может быть интересно туристу, который транзитом едет через Тухлю и направляется в Славское.
Сюда же переберутся обе Екатерины и их козы, которые пока живут высоко в горах. По примеру европейских ферм, включать козам музыку, которую любят сами – от Вивальди до Ванессы Мэй.
Обе женщины имеют свои непростые истории. «Меня предупреждали: как только станешь на ноги – уничтожат. А я не верила! Это же не супер крутой бизнес, кому я могу быть интересна? А зря. Сначала ко мне пришли с предложением отдать 95% добровольно, а когда не согласилась – начали убеждать силой», – вспоминает луганчанка.
Женщина не вдается в подробности, говорит только, что через год, в 2011-м, была вынуждена написать отказ от всех своих предприятий. «Осталась с травмой головы, инвалидностью и без копейки», – говорит Екатерина. Далее были бесконечные переезды и годы, проведенные в больницах, пока наконец жизнь занесла Екатерину к Оров. Да и здесь поначалу было нелегко – односельчане отнеслись к переселенке с востока страны настороженно, некоторые называли ее «сепаркою», а некоторые даже ведьмой. И только младшая Екатерина, медсестра по образованию, приходила на помощь.
Катя Илькив – дважды вдова. В свои чуть за тридцать осталась одна с тремя детьми: наименьшей – пять, старшему – 15. Работала кочегаром в школе – каждое утро затемно, еще до начала уроков, прогревала помещение дровами. Получала 2000 зарплаты и еще немного – помощи как малообеспеченная. Так и сводили концы с концами. Только, когда два года назад дом, в котором они с детьми жили, полностью сгорел, остались с тем, в чем успели выбежать на улицу.
Приютила ее вместе с детьми именно переселенка. «После пожара мы жили вместе в однокомнатном доме: дети на кровати, а мы на полу. Я тоже приехала с одним чемоданчиком, поэтому все, что у нас было, - это то, что нам принесли люди. Даже не имели ни кастрюли, ни вилки», – вспоминает Екатерина Лесная.
Илькив имела старую козочку – в этом году ей исполнилось уже 16. Зарезать рука не поднялась, поэтому женщина отдала ее новой соседке. Будто в благодарность за сохраненную жизнь, коза родила козленка. А потом – еще трех. Так в старой тесной комнате родилась бизнес-идея. «Я тогда залезла в интернет и нашла грант для переселенцев. В 6 вечера в день дедлайна села писать бизнес-план фермы. Говорю: "Катя, берешь детей, идете в лес и гуляете там 4:00». За 15 мин до дедлайна таки отправила заявку. И ее приняли! Приехала потом грантовая комиссия – а у нас огород зарос (я только из больницы), одна коза и козленок. Думаю – плохи наши дела», – рассказал женщина.
Милости ждать не стали. Екатерины обратились к знакомым и начали сбор средств самостоятельно: кто 500 гривен дал, кто – тысячу, кто – козу в рассрочку. Сначала продавали молоко и брынзу: младшая Катерина – на рынках во Львове, Трускавце и Стрые, а старшая – через facebook-страницу. Уже через месяц за молоком их фермы очередь стояла. «Потом прямые автобусы из Оров на Львов перестали ходить, то мы перешли на сыры, которые лучше хранятся. Начали экспериментировать с рецептами. Стояло лето, а холодильников у нас не было, и Катя придумала сыр коптить! С козьим сыром такого обычно не делают, но мы попробовали», – говорит старшая из Катерин.
В конце концов их копченый сыр признали уникальным в Украине сырные сомелье «Кумпель», пивоварни Роберта Домса и ресторации Бачевских. «Решили, что это может быть нашей фишкой! Я написала в грантовую комиссию еще раз, рассказала, что у нас уже пятеро коз и очередь за молоком. Комиссия приехала во второй раз – и в конце концов грант мы получили. Тогда у нас появились холодильники», – вспоминает бизнесвумен.
Сейчас грантов в партнерш уже три, но все они – небольшие: два от Международной организации по миграции и один из YMCA (Христианская организация молодежи в Украине). На полученные средства брали мелкое оборудование.
А вот самое крупное приобретение – собственный трактор – удалось купить благодаря участию в пилотном проекте Министерства соцполитики, внедряющемся при поддержке Всемирного банка, «Рука помощи». В проект Катю Илькив направили из службы соцзащиты. Это не грант, средства нужно возвращать, но хозяйки планируют выплатить их в виде налогов – проект позволяет вычесть все уплаченные за три года налоги и сборы от суммы к возврату. Если за это время Екатерины трудоустроят двух других малообеспеченных безработных, или переселенцев, получат право не возвращать финпомощь.