В поселке Широкий (Станично-Луганский р-н, Луганская обл.) общеобразовательная школа – единственное на весь район инклюзивное учебное заведение. Школа рассчитана на 550 учащихся. Сейчас в ней учатся 200 школьников. Среди них – дети с инвалидностью, поэтому здесь есть инклюзивные классы.
К созданию особенных классов директора школы Валентину Митрофанову подтолкнул личный опыт – инвалидность внучки. По словам директора, изолировать детей с особенностями развития от обыденного общения нельзя. Пора создавать равные для всех условия обучения. Сегодня в школе функционирует 5 инклюзивных классов. В первом классе учится девочка с аутизмом, во втором – двое ребят с задержкой умственного развития, в третьем – мальчик с осложнениями после онкологии.
Для зачисления в такой класс понадобится заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Валентина Зиновьевна помогала родителям нынешних школьников возить детей на обследование в Рубежное. Там сейчас находится областное отделение комиссии. По ее результатам для каждого учащегося создается план работы, куда, помимо основных предметов, входят коррекционно-развивающие занятия и лечебная физкультура. Учебная программа общая для всех школьников. «Эти дети не должны учиться в интернатах. Они должны получить равные знания и воспитание и участвовать во всех мероприятиях нашей школы. Общаясь со взрослыми, которые выросли в интернате, могу сказать, что они категорически против, чтобы дети воспитывались и росли в интернатах. У меня есть одна такая мама. Ее ребенок сейчас учится в нашей школе», – рассказала Валентина Митрофанова.
С детьми занимаются помощники учителя. В свое время пятеро специалистов сами проявили такое желание. Одна из ассистенток Галина Решетуха признается: с каждым ребенком узнаешь что-то новое, нужные навыки приходят только с опытом. Специальный подход она применяет в обучении двоих подопечных – третьеклассников Вовы и Никиты. «Мы работаем в паре с учителем. Если задание дается всему классу, они сделали два упражнения, а мы за это время тихонечко – одно. Мы учимся вместе с ними, потому что это тоже наши первые шаги. Ребята все равно стараются идти на уровне с остальными детьми», – рассказывает Галина Александровна.
Учителя говорят, нужно повышать квалификацию, их знаний все равно не достаточно.
В одном из классов за своими детьми присматривают мамы. Ребята уже не обращают на них внимание, да и женщины стараются не вмешиваться в коллектив. «У моего ребенка в голове порэнцефалическая киста. Такое может быть после операции. Врачи сказали беречься, и в этой ситуации мое присутствие – вопрос его жизни, чтобы не дай бог кто-то где-то его не толкнул…», – объясняет Виктория, мать 12-летнего Саши, живущего со сложными последствиями онкологии.
Когда пришло время выбирать школу, семья даже не думала отдавать сына в интернат. Родители верят в адаптацию к полноценной жизни в обычной школе. «Закрыться и сидеть дома – это не вариант. Я хочу, чтобы сын не чувствовал, что он какой-то “не такой”. Подежурить в классе, поубирать – он все может делать. Просто иногда устает больше, чем остальные детки. Все учителя идут навстречу, поддерживают», – рассказала Виктория.
У сына Юлии диагноз – ДЦП, мальчику трудно ходить. Подниматься на верхние этажи школы помогает мама. Она же ведет конспекты, ведь у Сережи пока не получается быстро и разборчиво писать. У школьника отличная память, он занимает призовые места в конкурсах, любит читать на английском. Мальчик активный и пользуется вниманием одноклассников. «Сначала была мысль оформить домашнее обучение. Но мне директор сказала: “Веди его в коллектив. Будет легче”. Мне даже два письма пришло из интерната. На второе письмо я позвонила и ответила: “Мой ребенок уже год проучился в обычной школе. Да, мы плохо ходим, но на ум это никак не повлияло. Он тянет программу. Почему я должна отдавать его в интернат?"», – поделилась она.
На две сотни школьников приходится всего 27 преподавателей, а также психолог и социальный педагог. Валентина Зиновьевна убеждена: дать качественное базовое образование – основной принцип их работы. Но немаловажно уделять внимание и развитию талантов, стремлений ребенка. «В этом году я на полставки взяла в школу хореографа. Так наши дети занимают на соревнованиях призовые места. Это очень здорово. Научить детей грамоте, дать им знания по отдельным предметам, это одно. А воспитать эстетически – это совсем другое. И для этого нужна материальная база», – говорит директор.
Руководство постоянно пишет заявки на получение иностранных грантов. При поддержке UNICEF удалось обустроить спортивную площадку и полностью отремонтировать отопительную систему. Скоро поступят 17 тренажеров для нового спортзала. Инвентарь обошелся в 250 тыс. грн. Местная администрация тоже не забывает о школе. К сентябрю за госсредства планируется покупка мебели, интерактивных досок и другого оборудования для начальных классов. Ожидается капитальный ремонт столовой.
По словам Валентины Зиновьевны, ее школа должна стать опорной в громаде. Так что без внимания властей учреждение не останется.