Десятки жителей Донбасса стали заложниками бюрократии. Некоторые села уже освобождены, но при этом до сих пор не в списке подконтрольных Украине. А некоторые населенные пункты, куда прилетают снаряды со стороны незаконных вооруженных формирований (НВФ), не считаются прифронтовой территорией. Значит люди, которые там живут, не могут рассчитывать на компенсации.
Так, за первые две недели мая под обстрел НВФ попал десяток населенных пунктов. Расстреляны до сотни домов. И каждый день в сводках все новые села – в основном, тыловые. НВФ открывают огонь и по социальным учреждениям. Снаряды прилетают даже в отдаленные поселения.
А люди, которые потеряли свое жилье, оказались в бюрократическом вакууме. Все потому, что их сел нет в списке населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения (дополнение 2 к распоряжению Кабинета министров Украины от 07.11.2014 года №1085). А значит юридически они – на мирной территории. «Таких "серых дырок" по Донецкой и Луганской области, в которых происходили инциденты с обстрелами, мы насчитали 69», – рассказал председатель гуманитарной миссии «Пролиска» Евгений Каплин.
Все их общественники просили Кабинет министров и областные власти внести в список прифронтовых населенных пунктов по одной простой причине. «Пока они не внесены в этот перечень, люди, выезжая отсюда, не смогут получать переселенские деньги, находясь на мирной территории Украины», – объяснил Каплин.
А значит у них нет законных оснований даже претендовать на статус переселенца. И как следствие, они не могут получать денежные компенсации, в том числе на жилье.
Евгений Каплин показал письма-обращения к властям. «"Внесение этих изменений в распоряжение считаем нецелесообразным в связи с тем, что населенные пункты, которыми предлагается дополнить дополнение 2, расположены на достаточном расстоянии от линии соприкосновения". Значит здесь жить безопасно», – зачитал первый ответ на просьбу изменить прифронтовой список Каплин.
В области ссылаются на кураторов списка. «Это огромная проблема. Но на сегодня узаконить населенные пункты, которые контролируются украинской властью, это прерогатива Министерства внутренних дел и мы уже не одно письмо написали туда», – сообщил председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский.
Почему же чиновники ориентируются на географию, а не на количество выстрелов по мирным селам, общественники озвучивают одну из версий. «Так как на линии соприкосновения большинство сельхозугодий заминированы и непригодны, вместе с попаданием населенного пункта в список распоряжения №1085, местные фермы освобождаются от уплаты земельного налога. Соответственно, этот налог теряет местная власть», – считает Евгений Каплин.
Все, что удалось Донецкой области, это найти лазейку в юридическом тупике. Уже более полугода, как освобождены Гладосово и Травневое, но по списку Кабмина они с списке населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия (дополнение 1 к распоряжению КМУ от 07.11.2014 года №1085), а значит и жители с пропиской там не могут получать ни соцвыплаты, ни пенсии. «Мы вынуждены были людей, которые проживают в Гладосово и Травневое, зарегистрировать в Бахмуте, в Опытном, в других населенных пунктах, и сегодня все они получают социальные выплаты», – сказал Жебривский.
Но все же в области ждут ответа от министерства, а сами люди, уставшие от войны и от бюрократических боев, стараются выехать подальше, если есть куда.
Но угадать, куда и насколько глубоко в тыл ударят НВФ, невозможно. Артиллерия бьет до 20 км и мишенью может стать дом, в котором и не слышали звуков войны.