Подмосковные девелоперы загородного жилья не спешат выходить на рынок с новыми проектами: во втором квартале текущего года в Московской области появилось всего 18 поселков, и только три из них имеют застройку — коттеджи или малоэтажные дома. При этом около половины загородных девелоперов стремятся оперативно реализовать свои объекты, чтобы затем уйти с рынка, заявляют аналитики компании «Инком-Недвижимость».
Большинство застройщиков — около 40% — хотя и не планируют покидать рынок, отказались от строительства новых проектов до возникновения устойчивого спроса на загородную недвижимость. Только 10% компаний сегодня имеют возможность выйти на рынок с новыми проектами, а запускать масштабные поселки с застройкой и разнообразной инфраструктурой готовы лишь 5% игроков, отмечают в «Инкоме».
Это неудивительно, ведь наличие дорог, уличного освещения, ландшафтного дизайна, охраны повышает стоимость домов в нем на треть и, как следствие, делает их менее доступными для потенциальных покупателей. Доля готовых поселков с развитой инфраструктурой составляет всего 15%, а основная часть сосредоточена в сегментах бизнес и премиум.
Те, кто вкладываются в новое строительство, стремятся экономить на всем, прежде всего на метраже домов и коттеджей, который с началом последнего кризиса сократился на 20–30%. Так, по подсчетам компании «Метриум», только за последний год средняя площадь загородного дома в Подмосковье уменьшилась на 11% — с 555 до 491 кв. м.
Кроме того, в большинстве поселков девелоперы обходятся минимумом инфраструктурных объектов. В отсутствие доступных ипотечных программ на загородную недвижимость застройщики используют механизм рассрочек, в том числе льготных, а некоторые игроки вместе с банками запускают программы по субсидированному ипотечному кредитованию. Впрочем, для полного восстановления спроса, который за пять лет сократился больше чем на четверть, этих мер недостаточно, указывают аналитики. Главное условие поддержание рынка — рост реальных доходов населения, которые пока продолжают снижаться.